Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 103]

главе общества и делают ему направление как в умственном, нравственном, так и вещественном отношении».
Как какие науки изучать на уровне общего образования? Какие школы нужны для народа? Чему в них учить и как учить? В каком возрасте? Как отбирать учеников и как находить учителей? Об этих проблемах и решился писать Д.Менделеев, прежде всего в своей книге «Заветные мысли»: «Мысли свои берусь излагать отнюдь не наставительно, а лишь как свой посильный вклад в общее дело, предупреждал он, и только в виде набросков карандашом, без отделки подробностей и без красок» (268, с.21).
По мнению Д.Менделеева, развитие образования есть сколок, отражение развития отдельного человека и человечества: в целом.
Как в детстве преобладают животные и личные требования над требованиями, вызываемыми сношениями с другими людьми, как в общей истории личное предшествует общественному, так в начальном и среднем образовании общественное и государственное должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании общественное и государственное.
Цели начального образования, его выгодность, его необходимость для преуспевания в жизни понятны и доступны каждому, даже очень ограниченному человеку.
Цели же высшего образования, предписываемые
нуждам и потребностям государства более сложны, часто требуют отречения от личных выгод и умения видеть за деревьями лес.
Вот почему высшее образование для единоличного удовлетворения, без общегосударственной деятельности лишено смысла.
Вот почему дух начального образования одинаков во все времена и во всех странах, но дух образования высшего меняется от страны к стране и от эпохи к эпохе.
Вот почему такими бедствиями может обернуться для государства подход к
высшему образованию с требованиями и мерками образования начального.
Мыслитель
убежден, что начальное и даже все среднее общее образование должны иметь дело 102
[стр. 182]

182 наставительно, а лишь как свой посильный вклад в общее дело, предупреждал он, и только в виде набросков карандашом или картонов, без отделки подробностей и без красок'.' Из девяти глав "Заветных мыслей" народному просвещению уделены две.
По мнению Д.И.Менделеева, развитие образования есть сколок, отражение развития отдельного человека и человечества: в целом.
Как в детстве преобладают животные и личные требования над требованиями, вызываемыми сношениями с другими людьми, как в общей истории личное предшествует общественному, так в начальном и среднем образовании общественное и государственное должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании общественное и государственное.
Цели начального образования, его выгодность, его необходимость для преуспевания в жизни понятны и доступны каждому, даже очень ограниченному человеку.
Цели же высшего образования, предписываемые
нувдам и потребностям государства, более сложны, часто требуют отречения от личных выгод и умения видеть за деревьями лес.
Вот почему высшее образование для единоличного удовлетворения, без общегосударственной деятельности лишено смысла.
Вот почему дух начального образования одинаков во все времена и во всех странах, но дух образования высшего меняется от страны к стране и от эпохи к эпохе.
Вот почему такими бедствиями может обернуться для государства подход к
вышему образованию с требованиями и мерками образования начального.
Мыслитель
убевден, что начальное и даже все среднее общее образование должны иметь дело преимущественно со словом, а высшее с делом, с 2 ЖИЗНЬЮ, с общественными, внеиндивидуальными отношениями.
Важнейшим вопросом в деле народного просвещения Менделеев 1.
Менделеев Д.И.
Сочинения.-Л., 1952.-Т.23.-С.21.
2.
Смирнов Г.
Менделеев.-М., 1974.-С.322.

[Back]