широк. Это образная взаимосвязь между просвещением и национальным богатством, между промышленностью и сельским хозяйством, вопросы демографии с критикой мальтузианства, внешняя торговля и доводы в защиту протекционизма, особенности географического положения России и их учет при прогнозировании ее экономического развития, русскояпонская война и план последующего мирного урегулирования, источники капитала для развития русской промышленности и, наконец, вопросы государственного устройства. Но главными задачами, стоящими перед Россией, он считает просвещение и развитие промышленности. Рассматривая содержание общего образования, размышляя над вопросом, какие области познания включать в образовательный процесс на первой, второй и высшей ступени, какие научные знания предпочтительнее давать в тот или иной период, в каком объеме и каком соотношении с другими знаниями, ученый признается: «Хочется-то мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух; инстинкт, разум и воля; свобода, труд и долг». Последний он рассматривал в соотношении с семьей, родиной и человечеством, а высшее сознание всего этого выраженным в религии, искусстве и науке. Мыслитель полагал, что исключение одного из элементов из каждой из названных «троиц» будет означать лишь анализ без полного синтеза, получится «неустойчивая и слащавая шаткость». Д.Менделеев ставил вопрос о коренном изменении содержания образования «замене классицизма знаниями более жизненными», подчеркивал, что именно система протекционизма в числе прочих мер «отворяет двери истинному, жизненному просвещению». Под этим он понимал распространение точных и естественных наук через высшую, среднюю, а затем и «низшую» школу. Ученый считал, что время классического образования ушло в прошлое, что на его почве могут лишь вырастать «резонеры, чуждые предстоящей тру105 |
185 про него написано "Горе от ума". Это из его "Заветных мыслей". Вообще круг вопросов, который ученый анализирует в "Заветных мыслях", чрезвычайно широк. Это образование, взаимосвязь между просвещением и национальным богатством, между промышленностью и сельским хозяйством, вопросы демографии с критикой мальтузианства, внешняя торговля и доводы в защиту протекционизма, особенности географического положения России и их учет при прогнозировании ее экономического развития, русскс-^японская война и план последующего мирного урегулирования, источники капитала для развития русской промышленности и, наконец, вопросы государственного устройства. Но главными задачами, стоящими перед Россией, он считает просвещение и развитие промьшшенности. Рассматривая содержание общего образования, размышляя над вопросом, какие области познания включать в образовательный процесс на первой, второй и высшей ступени, какие научные знания предпочтительнее давать в тот или иной период, в каком объеме и каком соотношении с другими знаниями, ученый признается: "Хочется-то мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух; инстинкт, разум и воля; свобода, труд и долг". Последний он рассматривал в соотношении с семьей, родиной и человечеством, а высшее сознание всего этого выраженным в религии, искусстве и науке. Мыслитель полагал, что исключение одного из элементов из каждой из названных "троиц" будет означать лишь анализ без полного синтеза, получится "неустойчивая и слащавая шаткость". Менделеев ставил вопрос о коренном изменении содержания 1. Менделеев Д.И. Заветные мысли.-Сочинения, т.23.-С.165. 2. Менделеев Д.И. Заветные мысли.^Спб., 1905.-С.426. 186 образования "замене классицизма знаниями более жизненными", подчеркивал, что именно система протекционизма в числе прочих мер "отворяет двери истинному, жизненному просвещению". Под этим он понимал распространение точных и естественных наук через высшую, среднюю, а затем и "низшую" школу. Ученый считал, что время классического образования ушло в прошлое, что на его почве могут лишь вырастать "резонеры, чуждые предстоящей трудовой жизни и действительности". Соответственно этим изменениям предъявляются жесткие требования и к ученым носителям научных идей, которые должно постигать на уровне общего образования: "По праву творцом научной мысли, пишет Менделеев, должно того считать, кто понял не только философскую, но и практическую сторону дела, сумел так его поставить, что в новой истине все могли убедиться и она стала всеобщим достоянием. Тогда только идея, как материя, не пропадает". Кстати, сам Д.И.Менделеев, будучи крупным ученым-естество испытателем, Б 1904г. был избран почетным членом Королевского философского общества в Глазго. Научная и философская стези богатого интеллектуального опыта позволили Менделееву заняться разоблачением спиритических сеансов, теоретически осмыслить это явление. Так, в 1875г. он присутствовал на спиритическом сеансе на квартире Н.П.Вагнера и в записной книжке отметил: "...заседали безуспешно на квартире у Вагнера. Он слышал стук, которого никто другой не слыхал... Погода была пасмурная". Рядом еще запись: "Присутствовал на спиритическом 1. Менделеев Д.И. С.280. 2. Менделеев Д.И. 3. Менделеев Д.И. же.-С.136. 4. Менделеев Д.И. О покровительственной схеме.-Сочинения, т.21.Оправдание протекионизма.-Там же.-С.293. О развитии среднего и высшего образования.-Там Периодический закон.-М., 1958.-С.404. |