Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 107]

довой жизни и действительности».
Соответственно этим изменениям предъявляются жесткие требования и к ученым носителям научных идей, которые должно постигать на уровне общего образования «По праву творцом научной мысли, пишет Менделеев, должно того считать, кто понял не только философскую, но и практическую сторону дела, сумел так его поставить, что в новой истине все могли убедиться и она стала всеобщим достоянием.
Тогда только идея, как материя, не пропадает».
Кстати, сам
Д.Менделеев, будучи крупным ученым-естествоиспытателем, в 1904 г.
был избран почетным членом Королевского философского общества в Глазго
(268).
Д.Менделеев сформулировал некоторые свои общефилософские идеи, получившие развитие в его трудах.
Речь идет в первую очередь о специфическом понимании проблемы
индивидуальности.
Это понятие Д.Менделеев развил в небольшой публицистической заметке «Об единице».
Индивидуальность понималась ученым как относительно неизменная совокупность объектов, участвующая как целое в различного рода превращениях и изменениях.
Эта излюбленная общефилософская тема неоднократно поднималась в различных работах
Д.Менделеева.
К ней он обращался при изложении сущности понятия химического элемента.

Мыслитель уверен, что образование должно объявить борьбу с суеверием с помощью правильно организованного знания.
Ученый наблюдает, как с суевериями борется не только наука, но и христианство.
Будучи сам христианином, он пытается выяснить роль религии в жизни человека, в формировании его мировоззрения.

Концепция Д.Менделеева в области педагогики, рассматривает факт культурно-исторической реальности в России.
Д.Менделеев, на наш взгляд, нетривиально его зафиксировал.
Да он и сам отмечал, что пытается осмыслить объективную эволюцию процессов образования.
Но и в пере106
[стр. 186]

186 образования "замене классицизма знаниями более жизненными", подчеркивал, что именно система протекционизма в числе прочих мер "отворяет двери истинному, жизненному просвещению".
Под этим он понимал распространение точных и естественных наук через высшую, среднюю, а затем и "низшую" школу.
Ученый считал, что время классического образования ушло в прошлое, что на его почве могут лишь вырастать "резонеры, чуждые предстоящей трудовой жизни и действительности".
Соответственно этим изменениям предъявляются жесткие требования и к ученым носителям научных идей, которые должно постигать на уровне общего образования: "По праву творцом научной мысли, пишет Менделеев, должно того считать, кто понял не только философскую, но и практическую сторону дела, сумел так его поставить, что в новой истине все могли убедиться и она стала всеобщим достоянием.
Тогда только идея, как материя, не пропадает".
Кстати, сам
Д.И.Менделеев, будучи крупным ученым-естество испытателем, Б 1904г.
был избран почетным членом Королевского философского общества в Глазго.

Научная и философская стези богатого интеллектуального опыта позволили Менделееву заняться разоблачением спиритических сеансов, теоретически осмыслить это явление.
Так, в 1875г.
он присутствовал на спиритическом сеансе на квартире Н.П.Вагнера и в записной книжке отметил: "...заседали безуспешно на квартире у Вагнера.
Он слышал стук, которого никто другой не слыхал...
Погода была пасмурная".
Рядом еще запись: "Присутствовал на спиритическом 1.
Менделеев Д.И.
С.280.
2.
Менделеев Д.И.
3.
Менделеев Д.И.
же.-С.136.
4.
Менделеев Д.И.
О покровительственной схеме.-Сочинения, т.21.Оправдание протекионизма.-Там же.-С.293.
О развитии среднего и высшего образования.-Там Периодический закон.-М., 1958.-С.404.


[стр.,188]

188 нию к погоде".
Деятельность комиссии была весьма активна и находилась в центре внимания общественных деятелей разных направлений.
Выступление Менделеева с публичными лекциями о спиритизме обсуждались в печати.
На этих лекциях присутствовали практикующие учителя, большинство их было согласно с выводами ученого.
В своем "Дневнике писателя" труды комиссии анализировал Ф.М.Достоевский.
Относясь в целом положительно к ее работе, велийий писатель особое внимание обратил на социально-психологический аспект увлечения спиритическими явлениями в России.
Выводы комиссии обобщены в издан ной Д.И.Менделеевым книге "Материалы для суждения б спиритизме".
Средства, полученные от продажи этой книги, назначались им на устройство большого аэростата и "вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы".
Уделяя много внимания социальным и философским вопросам, Менделеев сформулировал некоторые свои общефилософские идеи, получившие развитие в его трудах.
Речь идет в первую очередь о специфическом понимании проблемы
инд^^видуальности.
Это понятие Менделеев развил в небольшой публицистической заметке "Об единице".
Индивидуальность понималась ученым как относительно неизменная совокупность объектов, участвующая как целое в различного рода превращениях и изменениях.
Эта излюбленная общефилософская тема неоднократно поднималась в различных работах
Менделеева.
К ней он обращался при изложении сущности понятия химического элемента.

Неразложимость атома и невозможность с помощью химических средств разложить элемент рассматривалась ученым как один из аспектов.
1.
Менделеев Д.И.
Материалы для суждения о спиритизме.-Сочинения, 2.
Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева.-С.184.
3.
Менделеев Д.И.
Материалы для суждения о спиритизме.-С.171.


[стр.,189]

189 проявления индивидуальности.
Ученый доказывал, что индивидуальность отражает не абсолютную неделимость, а лишь способность составных частей образовывать некоторое новое качественное единство.
Ученый видел возможность распространить представление об индивидуальности на широкий круг объектов, относящихся к компетенции как естественных, так и общественных наук.
Интересен социальнопсихологический аспект менделеевской концепции индивидуальности: он выступал как активный противник индивидуализма в общественной жизни, в частности, в области образования.
Мыслитель уверен, что образование должно объявить борьбу с суеверием с помощью правильно организованного знания.
Ученый наблюдает, как с суевериями борется не только наука, но и христианство.
Будучи сам христианином, он пытается выяснить роль религии в жизни человека, в формировании его мировоззрения,
который "много читает о религиях, сектах, по философии".^ Его научные искания подводят к мысли, что в содержании образования нужно усилить элемент научного знания, возможно, за счет исключения из учебной программы Закона Божьего.
Он полагает, что религиозное образование должно быть за рамками общеобразовательной школы, при Церкви, ибо в "век практический" через систему общего образования молодому человеку требуется освоить большое количество научных дисциплин.
Свое мировоззренческое кредо он заве^япает краткой, но емкой формулой: "Наука и промышленность вот мои мечты".
Но ученый полемизирует со сторонниками классицизма и приверженцами узкого профессионализма, он говорит, что Россия нуждается в такой школьной системе, которая соответствовала бы условиям нового времени.
Не следует думать, что он был сторонником 1.
Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева.-С.203.
2.
Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева.-С.204.

[Back]