Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 108]

вертывании в современной ситуации систем образования, когда реальное становится действительным, а классическое (гуманитарное) желаемым это не умственный изыск сегодняшних педагогов, а культурноисторический факт.
И это указывает на сложность и неоднозначность проблемы гуманизации образования, особенно высшего образования, которая зафиксирована съездом: сами учителя и воспитатели, а их недостатки всецело объясняются «строем» высших, особенно специальных и филологических учебных заведений.
Когда заговорили о реформировании средних учебных заведений, в прессе высказывалось основательное опасение, как бы новое вино, в виде реформ, не испортилось в старых мехах, под которыми подразумевались педагоги
(213, с.203-204).
Его научные искания подводят к мысли, что в содержании образования нужно усилить элемент научного знания, возможно, за счет исключения из учебной программы Закона Божьего.
Он полагает, что религиозное образование должно быть за рамками общеобразовательной школы, при Церкви, ибо в «век практический» через систему общего образования молодому человеку требуется освоить большое количество научных дисциплин.
Свое мировоззренческое кредо он
завершает краткой, но емкой формулой: «Наука и промышленность вот мои мечты».
Но ученый полемизирует со сторонниками классицизма и приверженцами узкого профессионализма, он говорит, что Россия нуждается в такой школьной системе, которая соответствовала бы условиям нового времени.
Не следует думать, что он был сторонником
реального образования в том виде, как оно практиковалось.
Его просветительские принципы были несравненно шире тех, которых придерживалось большинство сторонников реальной школы.
Исключая религиозное знание из системы общего образования,
Д.Менделеев, будучи человеком своего времени, не сомневается в необходимости христианского воспитания личности, как в том было уверено 107
[стр. 121]

121 здания), учительская 9907 руб.
Из доклада земского статистика г.
Воробьева "Грамотность сельского населения в связи с главнейшими факторами хозяйства" видим: грамотность является показателем культурного развития населения.
Наиболее совершенным способом изучения грамотности сельского населения служит личная перепись в соединении с переписью подворной.
Развитие грамотности среди сельского населения находится в тесной связи с основными экономическими" факторами крестьянского хозяйства размерами надельного землевладения и количества домашнего скота: рост грамотности идет параллельно с увеличением размеров землевладения и скотовладения.
Но еще более заметно в этом направлении влияние фактора социально-экономического внеземледельческой промысловой деятельности населения, главным образом отхода его на столичные заработки.
Отхоже-промышленники составляли самую грамотную и культурную часть сельского населения, к какой бы экономической группе оно ни принадлежало.
Общественно-экономические условия, в которые поставлена деревня, особенно ограничены; это вело к тому, что значительная часть сельского населения была обречена на экономическую бедность и "умственное недомыслие".
Но была и другая причина не столь успешного развития образования, которая зафиксирована съездом: сами учителя и воспитатели, а их недостатки всецело объясняются "строем" высших, особенно специальных и филологических учебных заведений.
Когда заговорили о реформировании средних учебных заведений, в прессе высказывалось основательное опасение, как бы новое вино, в виде реформ, не испортилось в старых мехах, под которыми подразумевались педагоги.

I.
Из доклада г.
Луппова "О статистике церковных школ".
В ст.: Белоконский Н.
Народное образование на XI съезде русских естествоипытателей и врачей //Вестник воспитания.-1902.-№ 2.C.II6.


[стр.,189]

189 проявления индивидуальности.
Ученый доказывал, что индивидуальность отражает не абсолютную неделимость, а лишь способность составных частей образовывать некоторое новое качественное единство.
Ученый видел возможность распространить представление об индивидуальности на широкий круг объектов, относящихся к компетенции как естественных, так и общественных наук.
Интересен социальнопсихологический аспект менделеевской концепции индивидуальности: он выступал как активный противник индивидуализма в общественной жизни, в частности, в области образования.
Мыслитель уверен, что образование должно объявить борьбу с суеверием с помощью правильно организованного знания.
Ученый наблюдает, как с суевериями борется не только наука, но и христианство.
Будучи сам христианином, он пытается выяснить роль религии в жизни человека, в формировании его мировоззрения, который "много читает о религиях, сектах, по философии".^ Его научные искания подводят к мысли, что в содержании образования нужно усилить элемент научного знания, возможно, за счет исключения из учебной программы Закона Божьего.
Он полагает, что религиозное образование должно быть за рамками общеобразовательной школы, при Церкви, ибо в "век практический" через систему общего образования молодому человеку требуется освоить большое количество научных дисциплин.
Свое мировоззренческое кредо он
заве^япает краткой, но емкой формулой: "Наука и промышленность вот мои мечты".
Но ученый полемизирует со сторонниками классицизма и приверженцами узкого профессионализма, он говорит, что Россия нуждается в такой школьной системе, которая соответствовала бы условиям нового времени.
Не следует думать, что он был сторонником
1.
Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева.-С.203.
2.
Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева.-С.204.


[стр.,190]

190 реального образования в том виде, как оно практиковалось.
Его просветительские принципы были несравненно шире тех, которых придерживалось большинство сторонников реальной школы.
Исключая религиозное знание из системы общего образования,
Менделеев, будучи человеком своего времени, не сомневается в необходимости христианского воспитания личности, как в том было уверено практикующее учительство и большинство ведущих теоретиков-педагогов.
Так, например, вовсе не" ратовавший за синтез науки и религии в школьном обучении В.П.Вахтеров, размышляя о нравственном воспитании, говорит о необходимости внешкольного религиозного образования и христианского воспитания подрастающих поколейиЙ: "Жить для общества, возможно точнее определить и возможно лучше выполнить свою роль в общественной жизни, но в то же время жить и для себя, чтобы тем успешнее была наша общественная работа такова задача нравственного воспитания.
Жизнь для других, наравне с жизнью для себя самого это тот высший принцип, который проповедует христианство".
Тот же принцип провозглашает религиозная философия.
Такую жизнь воспевают поэты.
Тому же самому учат нас примеры великих людей.
Может ли быть сомнение в том, что тот же самый принцип должен быть проведен в воспитании и образовании ребенка и юноши, где в школе превалируют светские ценности и царит научное знание? Менделеев понимал, что человек довольствоваться в своей жизни только научным мировоззрением не может, сколько бы его ни воспитывали в этом направлении.
Но он полагал, что нужно приложить все усилия, чтобы содержание общего образования было насыщено научными дисциплинами и что имело бы целью сформировать научное I.
Вахтеров В.П.
Нравственное воспитание и начальная школа //Педагогическая библиотека.-М., 1987.-С.139.

[Back]