Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 110]

вариантных, т.е.
устойчивых, неизменных структурных характеристик мира, поиск его предельных оснований, что сближает мировоззрение с философией.
Наука же бесконечное, беспрерывное, в принципе не могущее быть завершенным развитие знания.
Научная истина подвижна и релятивна; наука критична по отношению к себе самой: ее законы непрерывно изменяются и уточняются под воздействием все новых факторов.
К.Поппер считает, что истинность положений науки в принципе вообще не может быть подтверждена окончательно и, безусловно.
Любая опытная проверка не на истинность, а на ложность,
и «все здание науки стоит на сваях, забитых в болото», и твердого грунта достигнуть невозможно его в принципе нет» (69, С.46), И у Д.Менделеева находим близкое этому замечание: науки ограничены тем, что удалось изучить, а изучены лишь «песчинки на берегу океана неизвестного, как сказал Ньютон до того, как стало возможным кое-что предсказать, и эти научные обобщения должны оставаться неизменными, пока само изучение реального не заставит их изменять, расширять и совершенствовать.
И последнему слову науки, говорил
Д.Менделеев, не очень доверяйте, не дождавшись новых проверок.
Есть грань,
за которою начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из нее исходить и в нее возвращаться.
Далее мировоззрение имеет личностное, человеческое измерение.
Это объяснение мира для человека и самоопределение человека в мире.
Наука же принципиально внеличностна: человек появляется в ней лишь как объект изучения, наряду с объектами астрономическими, квантовыми, механическими и т.д.; наука не имеет личностного смысла
(268, с.456-461).
И, наконец, наука, признанная дать окончательное и единственно верное решение всем мировым и человеческим проблемам, философский мир, восходящий к позитивизму.
Ни одна из наук не претендует на мировоззренческие выводы из своих положений; неверно и предполагать, что
109
[стр. 191]

191 мировоззрение.
Изучать религиозные предметы в средней школе он не считал нужным.
Выясним, какое содержание вкладывается в категорию "научное мировоззрение".
Как нам представляется, построенной только на данных науки и потому абсолютно истинной системы взглядов"в принципе быть не может.
Бессмысленность соединения мировоззрения и строгой научности в одно понятие определяется прежде всего совершенно различной природой обоих феноменов мировоззрения и науки.
Интуитивный смысл самого слова "мировоззрение" видение мира в целом, определение неких инвариантных, т.е.
устойчивых, неизменных структурных характеристик мира, поиск его предельных оснований, что сближает мировоззрение с философией.
Наука же бесконечное, беспрерывное, в принципе не могущее быть завершенным развитие знания.
Научная истина подвижна и релятивна; наука критична по отношению к себе самой: ее законы непрерывно изменяются и уточняются под воздействием все новых факторов.
К.Поппер считает, что истинность положений науки в принципе вообще не может быть подтверждена окончательно и безусловно.
Любая опытная проверка не на истинность, а на ложность
(фальсифицируемость), и "все здание науки стоит на сваях, забитых в болото", и твердого грунта достигнуть невозможно его в принципе нет".
И у Д.И.Менделеева находим близкое этому замечание: науки ограничены тем, что удалось изучить, а изучены лишь "песчинки на берегу океана неизвест' ного", как сказал Ньютон до того, как стало возможным кое-что предсказать, и эти научные обобщения должны оставаться неизменными, пока само изучение реального не заставит их изменять, расширять и совершенствовать.
И последнему слову науки, говорил
Менделеев, не очень доверяйте, не дождавшись новых проверок.
Есть грань,
I.
Цит.
по: Панин А.В.
Диалектический материализм и постпозитивизм.-М., I98I.-C.467

[стр.,192]

192 за которою начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из нее исходить и в нее возвращаться.
Далее, мировоззрение имеет личностное, человеческое измерение.
Это объяснение мира для человека и самоопределение человека в мире.
Наука же принципиально внеличностна: человек появляется в ней лишь как объект изучения, наряду с объектами астрономичес.
кими, квантовыми, механическими и т.д.; наука не имеет личностного смысла.

И, наконец, наука, признанная дать окончательное и единственно верное решение всем мировым и человеческим проблемам, философский мир, восходящий к позитивизму.
Ни одна из наук не претендует на мировоззренческие выводы из своих положений; неверно и предполагать, что
их можно сделать,обобщая данные различных наук.
Индуктивистская методология не в состоянии обеспечить истинность самих научных положений, и это убедительно показала философия науки: проблема "оправдания индукции", поставленная еще во времена Ф.Бэкона, так и не получила своего решения.
Тем менее возможно путем индуктивного обобщения данных наук обосновать истинность и научность мировоззрения.
Наоборот, восприятие даже любого факта уже несет на себе теоретическую нагрузку.
Определенная мировоззренческая установка диктует свой угол зрения в рассмотрении данных науки и ее взглядов.
Но если невозможно построение мировоззрения на основе научных данных (используя теоретические положения биологии, астрономии, космологии, психологии и пр.), то, может быть, возможна оценка мировоззрения на основании критериев научности рациональности, логической выводимости? Однако и здесь все обстоит не так I.
Менделеев Д.И.
Мировоззрение /Заключительная часть "Заветных мыслей".-Сочинения.-Т.24.-С.454-461.

[Back]