Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 113]

равную возможность, даже равную необходимость, существования равных идеологий, ибо ни одна из них сама по себе не обладает полнотой истины.
Более того, в истории мировой культуры мы видим постоянное взаимодействие и взаимовлияние один из утверждаемых диалектикой принципов развития.
Те «моменты истины», те находки и озарения, которые неизбежно присутствуют в любой мировоззренческой системе, и являются точками контакта, делающими возможным их диалог.
В этой связи разумность человека предполагает ориентацию не только в пространственном поле восприятия и в предметно-орудийной деятельности, но и в «скрытом плане» вещей, в смыслах.
Выделение скрытого мыслительного плана, иного уровня реальности, не данного материальночувственно, и служит толчком к формированию собственно человеческого сознания.
Подобно тому, как скрытые свойства
предметов человек «распредмечивает», делает достоянием сознания, так «распредмечивает», обживает, осознает он и тот природный мир, в котором себя обнаруживает.
И как бы ученые к этому не относились, при подобном рассмотрении религия один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания.
Если наука в принципе не может выполнить мировоззренческих функций (она располагает средствами проверки истинности, но никогда истина науки не будет всеобъемлющей и полной), религия же обеспечивает такую полноту и всеохватность, правда, за счет того, что истины ее никогда не могут быть обоснованы с научной достоверностью, да религия к
этому и не стремится.
Более того, согласно теологическому толкованию, она означает связь человека с Богом.
Поэтому религия и удовлетворяет те запросы, которые присущи человеку именно как человеку и на которые по природе своей не может ответить наука.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель.
Духовным началом мира, его сердцевиной, его центром, своего рода абсолютной точкой
от112
[стр. 194]

194 истинно" или, наоборот, "все ложно"? Ответ, как нам кажется, следует искать в диалектике абмолютной и относительной истины.
Теоретически она признавалась всеми философскими направлениями, но на практике к разнообразным проявлениям духа религиозным, философским, этическим, культурологическим применялась довольно редко, ибо всю область духа рассекала на две несоединимые половины демаркационная линия идеологического фронта, а все попытки сближения и диалога, поиск точек соприкосновения и"даже самые робкие попытки синтеза незамедлительно и безапеляционно клеймились у нас как ревизия.
На самом же деле, если мы теоретически признаем, что: а) абсолютной истины в ее завершенности и полноте не может существовать ни в одном учении; б) в любом заблюждении есть зерно истины, и в любой относительной истине есть крупица истины абсолютной, т.е.
того, что вошло в золотой фовд мировой культуры, то тогда совершенно естественно узнать и равную возможность, ^раже равную необходимость, существования равных идеологий, ибо ни одна из них салйа по себе не обладает полнотой истины.
Более того, в истории мировой культуры мы видим постоянное взаимодействие и взаимовлияние один из утверждаемых диалектикой принципов развития.
Те "моменты истины", те находки и озарения, которые неизбежно присутствуют в любой мировоззренческой системе, и являются точками контакта, делающими возможным их диалог.
В этой связи разумность человека предполагает ориентацию не только в пространственном поле восприятия и в предметно-орудийной деятельности, но и в "скрытом плане" вещей, в смыслах.
Выделение скрытого мыслительного плана, иного уровня реальности, не данного материально-чувственно^.:, и служит толчком к формированию собственно человеческого сознания.
Подобно тому как скрытые свойства


[стр.,195]

195 предметов человек "распредмечивает", делает достоянием сознания, так "распредмечивает", обживает, осознает он и тот природный мир, в котором себя обнаруживает.
И как бы ученые к этому не относились, при подобном рассмотрении религия один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания.
Если наука в принципе не может выполнить мировоззренческих функций (она располагает средствами проверки истинности, но никогда истина науки не будет всеобъемлющей и полной).
Религия же обеспечивает такую полноту и всеохватность, правда,за счет того, что истины ее никогда не могут быть обоснованы с научной достоверностью, да религия к
этощ И не стремится.
Более того, согласно теологическому толкованию, она означает' связь человека с Богом.
Поэтому религия и удовлетворяет те запросы, которые присущи человеку именно как человеку и на которые по природе своей не может ответить наука.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель.
Духовным началом мира, его сердцевиной, его центром, своего рода.абсолютной точкой
отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог: он придает целостность и единство всему миру; он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков.
И, наконец, в лице Бога мир имеет "высшую инстанцию", источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.
Служение Богу и выполнение его повелений составляет смысл человеческой жизни.
Как видим, два типа мировоззрения имеют и разные, и сходные системы "аксиом".
Проблема существования бога, в переводе ее на язык философии проблема существования Абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве (что в теологии определяется как вездесущность и всезнание Бога).

[Back]