счета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог: он придает целостность и единство всему миру; он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И, наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Служение Богу и выполнение его повелений составляет смысл человеческой жизни. Как видим, два типа мировоззрения имеют и разные, и сходные системы «аксиом». Проблема существования бога, в переводе ее на язык философии проблема существования Абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве (что в теологии определяется как вездесущность и всезнание Бога). Только, в отличие от философских идеалистических систем, в религии это начало не абстрактно-безличное, а личностное «Бог живой». Таким образом, за религиозным мировоззрением тысячелетняя духовная традиция, включающая в себя и религиозную философию. Противоположную Д.Менделееву точку зрения на содержание общего образования представляла официальная педагогика. Позицию ее характеризовали действовавшие в конце XIX в. программы, в особенности учебные планы народной школы и классической гимназии. Учебный план народной школы (1897) свидетельствовал о преобладании в нем религиозной догматики. На такие предметы, как Закон Божий и церковно-славянская грамота, церковное пение; в учебном плане выделялось 12 часов из 27. Если же учесть религиозные элементы в занятиях на уроках русского языка, чистописания, то окажется, что религиозная догматика занимает не менее половины учебного времени (132, с.Зб-42). Вследствие этого окончившие начальную школу «зачастую не получали даже простейших навыков чтения и письма». В учебном плане классической гимназии с двумя древними 113 |
195 предметов человек "распредмечивает", делает достоянием сознания, так "распредмечивает", обживает, осознает он и тот природный мир, в котором себя обнаруживает. И как бы ученые к этому не относились, при подобном рассмотрении религия один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Если наука в принципе не может выполнить мировоззренческих функций (она располагает средствами проверки истинности, но никогда истина науки не будет всеобъемлющей и полной). Религия же обеспечивает такую полноту и всеохватность, правда,за счет того, что истины ее никогда не могут быть обоснованы с научной достоверностью, да религия к этощ И не стремится. Более того, согласно теологическому толкованию, она означает' связь человека с Богом. Поэтому религия и удовлетворяет те запросы, которые присущи человеку именно как человеку и на которые по природе своей не может ответить наука. Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его сердцевиной, его центром, своего рода.абсолютной точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог: он придает целостность и единство всему миру; он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И, наконец, в лице Бога мир имеет "высшую инстанцию", источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Служение Богу и выполнение его повелений составляет смысл человеческой жизни. Как видим, два типа мировоззрения имеют и разные, и сходные системы "аксиом". Проблема существования бога, в переводе ее на язык философии проблема существования Абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве (что в теологии определяется как вездесущность и всезнание Бога). 196 Только в отличие от философских идеалистических систем, в религии это начало не абстрактно-безличное, а личностное "Бог живой". Таким образом, за религиозным мировоззрением тысячелетняя духовная традиция, включающая в себя и религиозную философию. Противоположную Д.И.Менделееву точку зрения на содержание общего образования представляла официальная педагогика. Позицию ее характеризовали действс^вшие в конце Х1Хв. программы, в особенности учебные планы народной школы и классической гимназии. Учебный план народной школы (1897) свидетельствовал о преобладании в нем религиозной догматики. На такие предметы, как Закон Божий и церковно-славянская грамота, церковное пение; в учебном плане выделялось 12 часов из 27. Если же учесть религиозные элементы в занятиях на уроках русского языка, чистописания, то окажется, что религиозная догматика занимает не менее половины учебного времени. Вследствие этого окончившие начальную школу "зачастую не получали даже простейших навыков чтения и письма". В учебном плане классической гимназии с двумя древними языками, на изучение языков отводилось 65% учебного плана. В сущности, это была не классическая, а грамматическая школа. Такое содержание обучения определялось ее целью воспитывать в религиозно-монархическом духе. Эта цель варьировалась во всех министерских документах, циркулярах и т.п. Она обосновывалась в сочинениях К.П.Победоносцева, А.А.Мусина-Пушкина и др. "Говоря о курсах общеобразовательных, сознаем ли мы ясно цель и задачи того, что зовется общим образованием, обращался к учителям К.П.Победоносцев. Возьмите любую образованность, завершив-. шуго полный круг своего развития, и вы найдете в основе ее систему I. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века.-С.36 |