Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 115]

языками, на изучение языков отводилось 65% учебного плана.
В сущности, это была не классическая, а грамматическая школа.
Такое содержание обучения определялось ее целью воспитывать в религиозно-монархическом духе.
Эта цель варьировалась во всех министерских документах, циркулярах и т.п.
Она обосновывалась в сочинениях
К.Победоносцева, А.Мусина-Пушкина и др.
«Говоря о курсах общеобразовательных, сознаем ли мы ясно цель и задачи того, что зовется общим образованием, обращался к учителям
К.Победоносцев.
возьмите любую образованность, завершившую
полный круг своего развития, и вы найдете в основе ее систему религиозных верований».
Мыслитель резюмирует: школе прямое место при церкви и в тесной связи с церковью.
Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле этого слова вот позиция
К.Победоносцева.
К.Победоносцев жил и работал в переломное для России время.
Вслед за К.Леонтьевым и Ф.Достоевским, он пророчески предвидел «апокалипсис нашего времени» и предупреждал: «Печальное будет время, если наступит оно когда-нибудь, когда водворится проповедуемый ныне культ человечества»
(304, с.
16).
Личность человеческая ничего не будет в нем значить; снимутся и те, какие существуют теперь нравственные преграды насилию и самовластию.
Во
имя доктрины, для достижения воображаемых целей к усовершенствованию породы, «будут приноситься в жертву самые священные интересы личной свободы».
Победоносцев предвидит и последствия того духовного разврата, который несли народу атеисты«просветители».
В 1896 г.
в «Московском сборнике» он писал: «Есть в человечестве натуральная, земляная сила инерции, имеющая великое значение.

Его, как судно балластом, держится человечество в судьбах своей истории».
И сила эта столь необходима, что без нее поступательное движение вперед становится невозможно.
Сила эта, которую «близорукие
мыс114
[стр. 196]

196 Только в отличие от философских идеалистических систем, в религии это начало не абстрактно-безличное, а личностное "Бог живой".
Таким образом, за религиозным мировоззрением тысячелетняя духовная традиция, включающая в себя и религиозную философию.
Противоположную Д.И.Менделееву точку зрения на содержание общего образования представляла официальная педагогика.
Позицию ее характеризовали действс^вшие в конце Х1Хв.
программы, в особенности учебные планы народной школы и классической гимназии.
Учебный план народной школы (1897) свидетельствовал о преобладании в нем религиозной догматики.
На такие предметы, как Закон Божий и церковно-славянская грамота, церковное пение; в учебном плане выделялось 12 часов из 27.
Если же учесть религиозные элементы в занятиях на уроках русского языка, чистописания, то окажется, что религиозная догматика занимает не менее половины учебного времени.
Вследствие этого окончившие начальную школу "зачастую не получали даже простейших навыков чтения и письма".
В учебном плане классической гимназии с двумя древними языками, на изучение языков отводилось 65% учебного плана.
В сущности, это была не классическая, а грамматическая школа.
Такое содержание обучения определялось ее целью воспитывать в религиозно-монархическом духе.
Эта цель варьировалась во всех министерских документах, циркулярах и т.п.
Она обосновывалась в сочинениях
К.П.Победоносцева, А.А.Мусина-Пушкина и др.
"Говоря о курсах общеобразовательных, сознаем ли мы ясно цель и задачи того, что зовется общим образованием, обращался к учителям
К.П.Победоносцев.
Возьмите любую образованность, завершив-.

шуго полный круг своего развития, и вы найдете в основе ее систему I.
Егоров С.Ф.
Теория образования в педагогике России начала XX века.-С.36

[стр.,197]

197 религиозных верований".
Мыслитель резюмирует: школе прямое место при церкви и в тесной связи с церковью.
Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле этого слова вот позиция
Победоносцева.
К.П.Победоносцев жил и работал в переломное для России время.
Вслед за К.Леонтьевым и Ф.Достоевским, он пророчески предвидел "апокалипсис нашего времени" и предупреждал: "Печальное будет время, если наступит оно когда-нибудЬ, когда водворится проповедуемый ныне культ человечества".

Личность человеческая ничего не будет в нем значить; снимутся и те, какие существуют теперь нравственные преграды насилию и самовластию.
Во
ими доктрины, для достижения воображаемых целей к усовершенствованию породы, "будут приноситься в жертву самые священные интересы личной свободы".
Победоносцев предвидит и последствия того духовного разврата, который несли народу атеисты-"просветители".
В 1896г.
в "Московском сборнике" он писал: "Есть в человечестве натуральная, земляная сила инерции, имеющая великое значение.

Ею, как судно балластом, держится человечество в судьбах своей истории".
И сила эта столь необходима, что без нее поступательное движение вперед становится невозможно".
Сила эта, которую "близорукие
мыслители" новой школы смешивают с невежеством и глупостью, безусловно необходима для благосостояния общества.
Разрушить ее значило бы "лишить общество той устойчивости, без которой негде найти точку опоры для дальнейшего движения.
В пренебрежении или забвении этой силы вот в чем ? главный порок новейшего прогресса".
Исходя из приведенной мировоззренческой установки, Победонос1.
Победоносцев К.П.
Ученье и учитель: Педагогические заметки.
Кн.
вторая.-М., 1905.-С.16.
2.
Цит.
по: Юров С.
Охранитель //Московский церковный вестник.I99I.-№ 6.-С.16.

[Back]