Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 118]

чением.
Одни верования уступают место другим, меняются предметы фанатизма.
В рассуждениях К.Победоносцева проходит идея, что умами современной ему интеллигенции владеет вера в обш;ие начала, в логическое построение жизни и общества по общим началам.
Он называет их новейшими фетишами, заменившими старых идолов: «Разве не кумиры для нас такие понятия и слова, как, например, свобода, равенство, братство, со всеми своими применениями и разветвлениями? Разве не кумиры для нас общие положения, добытые учеными и возведенные в догмат, например, происхождение видов, борьба за существование
(306, с.79-80)? Мыслитель считает, что вера в общие начала есть великое заблуждение века.
Заблуждение состоит именно в том, что мы веруем в них догматически, безусловно, забывая о жизни со всеми ее условиями и требованиями, не различая ни времени, ни места, ни индивидуальных особенностей истории.
Жизнь не наука и не философия; она существует сама по себе, живым организмом.
Ни наука, ни философия не господствуют над жизнью как нечто внешнее; они черпают свое содержание из жизни, собирая, разлагая и обобщая явления жизни; но странно было бы думать, что они могут обнять и исчерпать жизнь со всем ее бесконечным разнообразием, дать ей содержание, создать для нее новую конструкцию.
В применении к жизни всякое положение науки и философии имеет значение вероятного предположения, гипотезы, которую необходимо всякий раз проверять здравым смыслом и искусным разумом, по тем явлениям и фактам, к которым требуется приложить ее, иначе применение общего начала было бы насилием и ложью в жизни.
И в этом смысле
К.Победоносцев предупреждает: одно то уже должно смутить нас, что в науке и философии очень мало бесспорных положений, почти все составляют предмет пререканий между школами и партиями, почти все колеблются новыми опытами, новыми учениями.
Нет ни
одной прикладной к жизни науки, которая представляла бы собой 117
[стр. 200]

200 владеет вера в общие начала, в логическое построение жизни и общества по общим началам.
Он называет их новейшими фетишами, заменившими старых идолов: "Разве не кумиры для нас такие понятия и слова, как, например, свобода, равенство, братство, со всеми своими применениями и разветвлениями? Разве не кумиры для нас общие положения, добытые учеными и возведенные в догмат, например, происхождение видов, борьба за существование
и т.п.?" .
Мыслитель считает, что вера в общие начала есть
вел1йкое заблуждение века.
Заблуждение состоит именно в том, что мы веруем в них догматически, безусловно, забывая о жизни со всеми ее условиями и требованиями, не различая ни времени, ни места, ни индивидуальных особенностей истории.
Жизнь не наука и не философия; она существует сама по себе, живым организмом.
Ни наука, ни философия не господствуют над жизнью как нечто внешнее; они черпают свое содержание из жизни, собирая, разлагая и обобщая явления жизни; но странно было бы думать, что они могут обнять и исчерпать жизнь со всем ее бесконечным разнообразием, дать ей содержание, создать для нее новую конструкцию.
В применении к жизни всякое положение науки и философии имеет значение вероятного предположения, гипотезы, которую необходимо всякий раз проверять здравым смыслом и искусным разумом, по тем явлениям и фактам, к которым требуется приложить ее: иначе применение общего начала было бы насилием и ложью в жизни.
И в этом смысле
Победоносцев предупреждает: одно то уже должно смутить нас, что в науке и философии очень мало бесспорных положений, почти все составляют предмет пререканий между школами и партиями, почти все колеблются новыми опытами, новыми учениями.
Нет ни
одI.
Победоносцев К,П.
Церковь и государство.
Из "Московского сборника^ //Кубань.-1990;-№ 11.-С.79-Ш.

[Back]