Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 122]

Кроме них, в конце XIX начале XX веков в Московской Академии преподавал академик Е.Голубинский, создавший исключительно влиятельную в отечественной историографии «Историю русской Церкви».
По своему историко-философскому мировоззрению
Е.Голубинский был западником, апологетом Петра I, склонным к мрачной оценке допетровской старины; его историческим исследованиям свойствен обличительный пафос, родняш,ий его с публицистикой шестидесятников».
Сильную черту в исследовательском методе ученого составил его особый интерес к религиозно-нравственной жизни народа.
Кафедру русской гражданской истории в Московской Академии одно время занимал
В.Ключевский.
Ему принадлежит целый ряд выдающихся работ, в том числе и церковно-исторических «Древнерусские жития святых как исторический источник», «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства».
Сейчас много говорится о
национальной компоненте в обучении.
В духовном образовании эта проблема не стоит хотя бы потому, что христианство интернационально («несть ни еллина, ни иудея», как сказано в Писании).
Этот элемент неявно, но широко представлен в читающихся в духовных школах дисциплинах отечественной истории, истории церкви и церковной археологии (включающей в значительном объеме искусствоведческий материал) и др.
Как еще познать дух собственного народа, если не через его историю, причем взятую не только в сухой академической, но и чувственно предметной, искусствоведческой и краеведческой форме, охватывающей бытие человека в его
пространственной и временной определенности? А персоналистический аспект истории, которым светская школа и вуз обычно пренебрегают, и здесь опять-таки в качестве выразителей русской духовности и национальной психологии, приводит жизнь православных святых.
И еще: византийско-русское православие, опирающееся на
вне121
[стр. 205]

205 этой книге отразилось влияние софиологической концепции В.В.Соловьева, на которой П.А.Флоренский пытался удалить элементы, противоречащие Преданию.
Кроме них, в конце Х1Х-начале ХХвв.
в Московской Академии преподавал академик
Е.Е.Голубинский, создавший исключительно влиятельную в отечественной историографии "Историю русской Церкви".
По своему историко-философскому мировоззрению
Е.Е.Голубинский был западником, апологетом Петра I, склонным к мрачной оценке допетровской старины; его историческим исследованиям свойствен обличительный пафос, роднящий его с публицистикой ?шестидесятников".
Сильную черту в исследовательском методе ученого составил его особый интерес к религиозно-нравственной жизни народа.
Кафедру русской гражданской истории в Московской Академии одно время занимал
В.О.Ключевский.
Ему принадлежит целый ряд выдающихся работ, в том числе и церковно-исторических "Древнерусские жития святых как исторический источник", "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства".
Сейчас много говорится о
национальном компоненте в обучении.
В духовном образовании эта проблема не стоит хотя бы потому, что христианство интернационально ("несть ни еллина, ни иудея", как сказано в Писании .).
Этот элемент неявно, но широко представлен в читающихся в духовных школах дисциплинах отечественной истории, истории Церкви и церковной археологии (включающей в значительном объеме искусствоведческий материал) и др.
Как еще познать дух собственного народа, если не через его историю, причем взятую не только в сухой академической, но и чувственно предметной, искусствоведческой и краеведческой форме, охватывающей бытие человека в его
простр^ственной и временной определенности? А персоналистический аспект истории, которым светская школа и вуз обычно пренеб

[стр.,206]

206 регают, и здесь опять-таки в качестве выразителей русской духовности и национальной психологии, проходит жизнь православных святых.
И еще: византийско-русское православие, опирающееся на
внерациональную философию Откровения, считает возможным широко использовать рациональный интеллектуальный инструментарий во вспомогательных богословских областях.
Светская трактовка культуры образованию чужда.
Это значит, что великая"внешняя культурная деятельность для нее вторична по отношению к православной идее, но не значит, что церковная школа устранена от мирских дел.
Русская духовная школа опиралась на идеи П.А.Флоренского, отрицавшего современный ему "возрожденческий" (бездуховный, индивидуалистический и т.п.) тип культуры ради возврата к средневековому, цельному и религиозному.
Она опиралась на воззрения религиозных философов и философов-идеалистов рубежа Х1Х-ХХвв.: Вл.Соловьева, Н.Федорова, Е.Трубецкого, В.Розанова, Н.Бердяева и др., выступивших против фетишизации науки, при определенных условиях способной превратиться в мертвое, оторванное от жизни знание, ' против механистического понимания прогресса, хищнического истязания природы и культуры нигилизма еще тогда, когда симптомы нынешнего социального и экологического технократизма и неполноты общественной жизни только еще начали появляться.
Объект философского спора издавна составляет трактовка того индивидуального и внеличного, забвение которого пагубно, и оно может пониматься в религиозном ключе или в чисто моральном, в плане человеческих сущностных сил, развертывание которых определяет всемирно-исторические перспективы движения человечества вперед.
Еще недавно между богословием и нашей официальной философией здесь пролегала непроходимая пропасть.
Ныне взаимная нетерпимость,

[Back]