Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 17]

конец XIX начало XX веков есть время напряженных педагогических исканий, «бурного развития русской педагогической мысли (которая шла отнюдь не только в русле поисков западноевропейской педагогики, хотя и в неразрывной связи с ней), время прямого творческого, преобразующего вторжения отечественной педагогической науки в жизнь школы» (29, с.7).
По-видимому, было и то, и другое.
Одно, несомненно этот
период актив .# ного приращения такого знания и плодотворного развития педагогической теории, период завершающего становления традиционных, фундаментальных отраслей педагогики и формирования педагогической науки как системы знаний.
Новые педагогические течения, возникшие в этот период, отражали нетривиальные направления энергичных педагогических поисков.

Интенсивное развитие философии, естественных и общественных наук раздвигало границы педагогического знания.
Атмосфера социальных битв предельно накаляла общественное и политическое звучание педагогических проблем, выявляла различие подходов к их решению, подчерки
г« вала все более четкие грани между разными социально-педагогическими направлениями.
И все эти процессы в российской философскопедагогической мысли проходили не «над
схваткой», не над борьбой за общее образование, а внутри этой борьбы как важнейшая и идеологическая, и теоретическая, и практическая ее составляющая.
В последнее время все чаще стал повторяться тезис, что педагогика как наука сложилась и оформилась только в конце
XIX начале XX веков (что связывается с появлением в педагогике опытно-экспериментальных методов исследования).
Эта точка зрения имеет своим основанием
вольное и невольное отступление от принципа историзма.
Несомненно, педагогика как наука берет свое начало из истоков нового времени, и это начало связано с деятельностью
славянского педагога Я.Коменского.
В последующий 'Ф период педагогическая наука прошла несколько этапов в своем развитии.
16
[стр. 73]

73 потребностям социально-экономического развития страны.
Важным фактором поступательного движения российской школы была отечественная педагогическая мысль, вступившая на рубеже веков в качественно новый этап своего развития.
Не все современники могли понять и оценить смысл и значение этого этапа.
Указывая на напряженность общественной борьбы вокруг проблемы общественного образования, видный русский педагог П.ф.Каптерев, современник событий, отмечал, что "над этой практической борьбой тихо сове] свое движение научно-педагогическая мысль, развивающаяся в неразрывной связи с западно-европейской".
Другую точку зрения высказывает современный исследователь данного вопроса Э.Д.Днепров, уверяя, что конец Х1Х-начало ХХвв.
есть время напряженных педагогических исканий, "бурного развития русской педагогической мысли (которая шла отнюдь не только в русле поисков западно-европейской педагогики, хотя и в неразрывной связи с ней),время прямого творческого, преобразующего вторжения отечественной педагогической науки в жизнь школы".

По-видимому, было и то, и другое.
Одно несомненно это
был период ровдения и расцвета многих не только педагогических, но и философско-педагогических идей и концепций, период активного приращения такого знания и плодотворного развития педагогической теории, период завершающего становления традиционных, фундаментальных отраслей педагогики и формирования педагогической науки как системы знаний.
Новые педагогические течения, возникшие в этот период, отражали нетривиальные направления энергичных педагогических поисков.

1.
Каптерев П.Ф., Музыченко Л.Ф.
Современные педагогические течения.
-М., I9I3.-C.8.
2.
Днепров Э.Д.
Проблемы изучения истории школы и педагогики России периода империализма и буржуазно-демократических революций /Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазнодемократических революций.-М., 1964.-С.7.


[стр.,74]

74 Интенсивное развитие философии, естественных и общественных наук раздвигало границы педагогического знания.
Атмосфера социальных битв предельно накаляла общественное и политическое звучание педагогических проблем, выявляла различие подходов к их решению, подчеркивала
все более четкие грани мевду разными социально-педагогическими направлениями.
И все эти процессы в российской философскопедагогической мысли проходили не "над^схваткой",
не над борьбой за общее образование, а внутри этой борьбы как важнейшая и идеологическая, и теоретическая, и практическая ее составляющая.
Комплексное изучение всех указанных процессов, определявших развитие отечественной системы общего образования и философскопедагогической мысли конца Х1Х-начала ХХвв., воссоздание целостной картины и выяснение закономерностей этого развития важная и актуальная задача современной историко-философской науки, философии образования.
Однако приходится констатировать, что для ее решения пока еще не предпринято необходимых усилий.
В научной литературе рассматриваемый период изучен весьма слабо.
Монографическому исследованию подвергались лишь отдельные звенья системы народного образования, в имеющихся статьях и диссертациях материала явно недостаточно для воссоздания целостной картины отечественной философии образования.
Нужно признать, что в своей совокупности она еще не созрела и не создала необходимых условий для надлежащих обобщений, что современным исследователям еще не время подводить итоги, что им предстоит проложить первые пути, начать широкое, фронтальное изучение данной эпохи.
В последнее время все чаще стал повторяться тезис, что педагогика как наука сложилась и оформилась только в конце
Х1Х-начале ХХвв.
(что связывается с появлением в педагогике опытно-экспериментальных методов исследования).
Эта точка зрения имеет своим ос


[стр.,75]

75 нованием вольное и невольное отступление от принципа историзма.
Несомненно, педагогика как наука берет свое начало из истоков нового времени, и это начало связано с деятельностью
великого славянского педагога Я.А.Коменского.
В последующий период педагогическая наука прошла несколько этапов в своем развитии.
Кадцый из этих этапов обогащал ее научный потенциал, вводил в нее новые пласты педагогического знания, приближал ее к объяснению сущности педагогического мышления.
Это было именйо движение науки, ее развитие, ее обогащение.
И опытно-экспериментальные методы, вошедшие в педагогику на рубеже Х1Х-ХХвв., были одним из таких обогащений.
Философский подход схематично это движение можбт представить как три взаимосвязанных, последовательных звена: нацеленность научной педагогики на объект познания (пансофия Я.А.Коменского), на субъект познания (педагогическая антропология К.Д.Ушинского) и на средства познания (экспериментальная педагогика конца Х1Х-начала ХХвв.).
Это, разумеется, не значит, что в поле зрения педагогической науки последовательно входило то одно, то другое, то третье.
Названные аспекты познания присутствовали в педагогической науке изначально.
Речь идет лишь о том, что акцентировалось на разных стадиях ее развития.
Важным вопросом, также еще ожидающим своего решения, является раскрытие понятий "педагогическая наука", "педагогическая мысль" и соответственно соотношение между ними.
Одна из наиболее распространенных трактовок этого соотношения сводится к следующему: педагогическая наука представляет собой логическое завершение педагогической мысли, венец этого развития.
Данная трактовка представляется спорной.
С момента своего зарождения в лоне педагогической мысли педагогическая наука входит в ее широкий поток как наиболее теоретически развитая часть педагогического-знания.
Дальней

[Back]