Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 18]

Каждый из этих этапов обогащал ее научный потенциал, вводил в нее новые пласты педагогического знания, приближал ее к объяснению сущности педагогического мышления.
Это было
именно движение науки, ее развитие, ее обогащение.
И опытно-экспериментальные методы, вошедшие в педагогику на рубеже
XIX-XX веков, были одним из таких обогащений.
Философский подход схематично это движение
может представить как три взаимосвязанных, последовательных звена: нацеленность научной педагогики на объект познания (пансофия Я.Коменского), на субъект познания (педагогическая антропология К.Ушинского) и на средства познания (экспериментальная педагогика конца Х1Х-начала XX веков).
Это, разумеется, не значит, что в поле зрения педагогической науки последовательно входило то одно, то другое, то третье.
Названные аспекты познания присутствовали в педагогической науке изначально.
Речь идет лишь о том, что акцентировалось на разных стадиях ее развития.
Важным вопросом, также еще ожидающим своего решения, является раскрытие понятий «педагогическая наука», «педагогическая мысль» и соответственно соотношение между ними.
Одна из наиболее распространенных трактовок этого соотношения сводится к следующему: педагогическая наука представляет собой логическое завершение педагогической мысли, венец этого развития.
Данная трактовка представляется спорной.
С момента своего зарождения в лоне педагогической мысли педагогическая наука входит в ее широкий поток как наиболее теоретически развитая часть педагогического знания.
Дальнейшее
ее движение идет неразрывно, во взаимовлиянии и взаимообогащении.
Педагогическая мысль выступает в качестве своеобразного трансформатора между философской мыслью и педагогической наукой, обогащая последнюю новыми социальными идеями.

А она в свою очередь, приносит в педагогическую, а вместе с тем и в философскую м> 'ё 17
[стр. 75]

75 нованием вольное и невольное отступление от принципа историзма.
Несомненно, педагогика как наука берет свое начало из истоков нового времени, и это начало связано с деятельностью великого славянского педагога Я.А.Коменского.
В последующий период педагогическая наука прошла несколько этапов в своем развитии.
Кадцый из этих этапов обогащал ее научный потенциал, вводил в нее новые пласты педагогического знания, приближал ее к объяснению сущности педагогического мышления.
Это было
именйо движение науки, ее развитие, ее обогащение.
И опытно-экспериментальные методы, вошедшие в педагогику на рубеже
Х1Х-ХХвв., были одним из таких обогащений.
Философский подход схематично это движение
можбт представить как три взаимосвязанных, последовательных звена: нацеленность научной педагогики на объект познания (пансофия Я.А.Коменского), на субъект познания (педагогическая антропология К.Д.Ушинского) и на средства познания (экспериментальная педагогика конца Х1Х-начала ХХвв.).
Это, разумеется, не значит, что в поле зрения педагогической науки последовательно входило то одно, то другое, то третье.
Названные аспекты познания присутствовали в педагогической науке изначально.
Речь идет лишь о том, что акцентировалось на разных стадиях ее развития.
Важным вопросом, также еще ожидающим своего решения, является раскрытие понятий "педагогическая наука", "педагогическая мысль" и соответственно соотношение между ними.
Одна из наиболее распространенных трактовок этого соотношения сводится к следующему: педагогическая наука представляет собой логическое завершение педагогической мысли, венец этого развития.
Данная трактовка представляется спорной.
С момента своего зарождения в лоне педагогической мысли педагогическая наука входит в ее широкий поток как наиболее теоретически развитая часть педагогического-знания.
Дальней


[стр.,76]

76 шее ее движение идет неразрывно, во взаимовлиянии и взаимообогащении.
И если педагогическая мысль выступает в качестве своеобразного трансформатора между философской мыслью и педагогической наукой, обогащая последнюю новыми социальными идеями, то педагогическая наука, в свою очередь приносит в педагогическую, а вместе с тем и в философскую мысль теоретическое осознание педагогического процесса и педагогических явлений.
На протяжении длительного времени педагогическая мысль занимала значительно более весомое место в общественном сознании, чем педагогическая наука в сознании научном.
Это отражало, с одной стороны, общественную значимость вопросов воспитания и образования, с другой недостаточную развитость педагогической науки, ее отставание от других, смежных отраслей научного знания.
В этих условиях философская мысль через трансформатор педагогической мысли брала на себя значительную' часть педагогических решений.
В такой роли, в частности, выступила в середине Х1Хв.
революционно-демократическая мысль в России, в конце Х1Х-начале ХХвв.
марксистская педагогическая мысль, в недрах которой происходило в этот период формирование марксистской педагогической науки.
В этот же период звучит религиозно-философская педагогическая мысль.
К числу вопросов философско-педагогической мысли, которые требуют уточнения, относится и проблема дифференцированного анализа понятий "направление" и "течение", которые в историко-философской и историко-педагогической литературе обычно смешиваются, употребляются как синонимы при характеристике и синонимичных, и давно не синонимичных явлений.
Между тем назрела необходимость развести эти понятия, сделать их более четкими и однозначными.
Можно предложить следующий вариант такого разведения: направление понимать как социально-педагогическую категорию, а "течения" как

[Back]