Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство, должна основываться на гражданском мужестве. Образование, способное выполнять важные для каждого человека функции, основанные на знании культурной традиции отечества, дает возможность для личности ориентироваться в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию, задает общие жизненные ценности. Человеку необходимо ощущать себя частью «мы», национальное самосознание призвано дать опору в жизни. Поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Это еще раз показывает значимость рассматриваемой проблемы, «Путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитанние», эти слова И.Ильина остаются в современном образовании актуальными и значимыми. (320) Под влиянием общесоциальных и культурных факторов складывалось этническое сознание, которое, в свою очередь, воздействовало на социальную среду посредством системы этнообусловленных ценностных ориентации. «Русская идея» понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX-XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры и образования. В сегодняшнем мире наблюдается повышенный интерес к проблемам формирования национально-культурной идентичной личности (320). Субъективированной формой проявления этничности мыслители определяли этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом се187 |
предпринимались народами ни ради праздного любопытства. Это всегда было важной и жизненно необходимой задачей. Очень рано народы осознали, что от ее решения во многом зависит их благополучное существование. Под влиянием общесоциальных и культурных факторов складывалось этническое сознание, которое в свою очередь воздействовало на социальную среду посредством системы этнообусловленных ценностных ориентаций. Субъективированной формой проявления этничности можно смело назвать этническое самосознание, которое в самом общем виде можно определить как "чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающиеся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе". Иными словами, этническое самосознание это восприятие этносом самих себя в антитезе "Мы Они". В отличие от самосознания, этническое сознание это то, что приводит этнос к его отличительному пониманию, т.е. это тот социокультурный инструментарий, с помощью которого и формируется самосознание. Изучение этих категорий происходило в рамках нескольких наук философии, психологии, этнологии, социологии, биологии и др. В результате, на сегодняшний день мы имеем ряд научных школ и направлений как в зарубежной, так и в отечественной историографии. § 1. Особенности развития зарубежной теории этнического сознания Исследования возникновения и развития сознания идут с двух противоположных сторон: от современного уровня его развитости к его возникновению, и от момента его возникновения к современному уровню. В первом направлении от оптимизма изученности психики человека и его сознания в обратном ретроспективном направлении к его возникновению. В противоположном направлении, в логике реальной направленности его развития методом модельных реконструкций, исследований, основанных на данных онтогенеза, археологии, этнографии, физиологии и других антропологических наук. Второй путь представляется нам более продуктивным и связан непосредственно с исторической этнологией, которая открывает глаза не столько на факты осевого времени, а на их закономерную связь с простой повседневностью, с бытом. В широкой исторической перспективе эволюция концепции самосознания всегда находилась в непосредственной зависимости от общефилософской мысли. Тенденция понять, что объективно стоит за способностью человека осознавать и созидать идеальные проекты, дает три ответа на поставленный вопрос: объективно-идеалистический, натуралистический и социологический. Сторонники первого направления приписывают объективные закономерности действию абсолюта, но связывают их с уровнем общественной жизни. Это путь от Гегеля к Марксу. Однако задолго до Гегеля, Гераклит, Сократ, Платон и другие древнегреческие философы размышляли над таинственным свойством человеческой души, передавая в распоряжение своих учеников способы философствования и обеспечивая непрерывность мысли о внутренних глубинах сознания, именуемых душей. Первые идеи в области психологии народов были сформированы Гиппократом в его трактате "О воздухе, водах, местностях". Автор полагал, что различия между народами, включая и разницу "народного духа", обусловлены местонахождением страны, климатом и другими природными факторами. Разработав учение о душе, ее природе, явлениях восприятия и памяти, основоположником психологии становится Аристотель. Душа понимается им как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Добродетель рассудочной души связана у |