Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 19]

мысль теоретическое осознание педагогического процесса и педагогических явлений.
На протяжении длительного времени педагогическая мысль занимала значительно более весомое место в общественном сознании, чем педагогическая наука в сознании научном.
Это отражало, с одной стороны, общественную значимость вопросов воспитания и образования, с другой недостаточную развитость педагогической науки, ее отставание от других, смежных отраслей научного знания.
В этих условиях философская мысль через трансформатор педагогической мысли брала на себя значительную часть педагогических решений.
В такой роли, в частности, выступила в середине
XIX века революционно-демократическая мысль в России, в конце XIX начале XX веков марксистская педагогическая мысль, в недрах которой происходило в этот период формирование марксистской педагогической науки.
В этот же период звучит религиозно-философская педагогическая '« мысль, К числу вопросов философско-педагогической мысли, которые требуют уточнения, относится и проблема дифференцированного анализа понятий «направление» и «течение», которые в историко-философской и историко-педагогической литературе обычно смешиваются, употребляются как синонимы при характеристике и синонимичных, и
далеко не синонимичных явлений.
Между тем назрела необходимость развести эти понятия, сделать их более четкими и однозначными.
Можно предложить следующий вариант такого разведения: направление понимать как социальнопедагогическую категорию, а «течения» как
различные модификации III' собственно педагогических и философских теорий и концепций (объединенные одной ведущей, стержневой философской или педагогической идеей), которые рождаются в русле нескольких направлений.
Причем связь
'•' «течений» и «направлений» должна быть не жесткой, а напротив гибкой,
[стр. 76]

76 шее ее движение идет неразрывно, во взаимовлиянии и взаимообогащении.
И если педагогическая мысль выступает в качестве своеобразного трансформатора между философской мыслью и педагогической наукой, обогащая последнюю новыми социальными идеями, то педагогическая наука, в свою очередь приносит в педагогическую, а вместе с тем и в философскую мысль теоретическое осознание педагогического процесса и педагогических явлений.
На протяжении длительного времени педагогическая мысль занимала значительно более весомое место в общественном сознании, чем педагогическая наука в сознании научном.
Это отражало, с одной стороны, общественную значимость вопросов воспитания и образования, с другой недостаточную развитость педагогической науки, ее отставание от других, смежных отраслей научного знания.
В этих условиях философская мысль через трансформатор педагогической мысли брала на себя значительную' часть педагогических решений.
В такой роли, в частности, выступила в середине
Х1Хв.
революционно-демократическая мысль в России, в конце Х1Х-начале ХХвв.
марксистская педагогическая мысль, в недрах которой происходило в этот период формирование марксистской педагогической науки.
В этот же период звучит религиозно-философская педагогическая мысль.
К числу вопросов философско-педагогической мысли, которые требуют уточнения, относится и проблема дифференцированного анализа понятий "направление" и "течение", которые в историко-философской и историко-педагогической литературе обычно смешиваются, употребляются как синонимы при характеристике и синонимичных, и
давно не синонимичных явлений.
Между тем назрела необходимость развести эти понятия, сделать их более четкими и однозначными.
Можно предложить следующий вариант такого разведения: направление понимать как социально-педагогическую категорию, а "течения" как


[стр.,77]

77 различные модификации собственно педагогических и философских теорий и концепций (объединенные одной ведущей, стержневой философской или педагогической идеей), которые рождаются в русле нескольких направлений.
Причем связь
"течений" и "направлений" должна быть не жесткой, а напротив, гибкой, диалектичной.
Кроме того, "направление" не является родовой категорией по отношению к "течению", и "течение" отнюдь не всегда вид по отношению к "направлению", оно может охватить несколько направлений.
С другой стороны, попытка выбрать единый социальный критерий классификации, предпринятая Ф.Ф.Королевым, вовсе не способствовала классификации педагогических течений, так как он пытался жестко привязать то или иное течение к тому или иному социально-педагогическому направлению: например, экспериментальную педагогику к буржуазно-демократическому.
Оснований такой привязки не приводилось, да и трудно было бы их привести.
Реальный материал не укладывался в столь жесткую схему, ломался.
А, разломанный на куски и разложенный по весьма условным классификационным ячейкам, он утрачивал свои реальные черты, становился или расплывчатым, или противоречивым.
Еще большие недоразумения возникали при попытке жесткого и вневременного отнесения тех или иных педагогов к тем или иным социально-педагогическим направлениям (такие направления осуществляются и сегодня).
Например, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, В.И.Водовозов зачислялись многими исследователями к либеральнобуржуазному направлению; Н.Ф.Бунаков, К.Д.Ушинский к буржуазнодемократическому.
Более того, у некоторых исследователей подчас один и тот же ученый "разрывался" между двумя направлениями.
Так, выступления В.И.Водовозова по вопросам средней школы расценивались I.
См.: Королев Ф.Ф.
Очерки по истории советской школы и педагогики /I9I7-I920/.-M., 1958.-С.461491.

[Back]