Проверяемый текст
Маремшаова Ирина Исмаиловна. Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа (Диссертация 2002)
[стр. 191]

в период Возрождения о тайнах человеческого сознания рассуждает Бэкон в «Новом органоне», Гоббс в «Левиафане» и, конечно, Рене Декарт, справедливо считающийся основателем современной философии.
Акцент на мышление как на отправной точке оказал сильное влияние на последующую европейскую философию как рационалистического, так и эмпирического толка.
Согласно декартовому принципу непосредственной данности психического, самосознание есть внутреннее созерцание субъектом содержания своего собственного внутреннего мира.
Соотношение нового знания с уже имевшимся
он именует рефлексией, на которой построено все здание самосознания.
Опыт человека несет особенную определенность, не зависимую от опыта других.
Этот тезис вполне можно отнести к опыту любой общности.
К декартовскому пониманию взаимоотнесенности объективного мира и самого субъекта примыкает философия Дж.
Локка, интересы которого концентрировались, прежде всего, вокруг вопросов гносеологии.
Его основной труд «Опыт о человеческом разуме» отрицает, мелкие врожденные идеи и связывает роль внешнего опыта с процессом познания.
С помощью древнего образа «чистой доски» он демонстрирует, как душа человека наполняется новым содержанием.
Переосмысливая рационалистическое учение Декарта, он вводит категории первичных и вторичных качеств, которые появляются в сознании в результате влияния внешних вещей.
Результатом декарто-локковских размышлений является тезис об интерспекции как единственно возможном методе
раскрытия сущности самосознания.
Интерспективную психологию подвергает критике И.Кант, построив новое учение о трансцендентальной апперцепции, смыкаясь с учением
Г.Лейбница.
Кант исходит из предпосылки, что народ это объединенное в одной местности множество людей, составляющих единое целое.
Его характер и особенности формируются под давлением внешних природных,
190
[стр. 8]

Аристотеля с общественной жизнью, следовательно имеет социальную подоплеку и может идентифицироваться с сознанием общности (хотя еще не этнической).
Ни один обычный смертный не настолько самодостаточен, чтобы он мог жить один, вне общества и народа.
Человек, согласно Аристотелю существо политическое.
Даже на самом примитивном уровне это предполагает элементы организованности, а следовательно, элементы общественного сознания, которые в свою очередь способствуют выработке "общего чувства", о котором пишет Аристотель в своем трактате "О душе".
В период Возрождения о тайнах человеческого сознания рассуждает Бэкон в "Новом органоне", Гоббс в "Левиафане" и, конечно, Рене Декарт, справедливо считающийся основателем современной философии.
Акцент на мышление, как на отправной точке оказал сильное влияние на последующую европейскую философию как рационалистического, так и эмпирического толка.
Согласно декартовому принципу непосредственной данности психического, самосознание есть внутреннее созерцание субъектом содержания своего собственного внутреннего мира.
Соотношение нового знания с уже имевшимся
ранее он именует рефлексией, на которой построено все здание самосознания.
Опыт человека несет особенную определенность, не зависимую от опыта других.
Этот тезис вполне можно отнести к опыту любой общности.
К декартовскому пониманию взаимоотнесенности объективного мира и самого субъекта примыкает философия Дж.
Локка, интересы которого концентрировались прежде всего вокруг вопросов гносеологии.
Его основной труд "Опыт о человеческом разуме" отрицает мелкие врожденные идеи и связывает роль внешнего опыта с процессом познания.
С помощью древнего образа "чистой доски" он демонстрирует как душа человека наполняется новым содержанием.
Переосмысливая рационалистическое учение Декарта, он вводит категории первичных и вторичных качеств, которые появляются в сознании в результате влияния внешних вещей.
Результатом декарто-локковских размышлений является тезис об интерспекции как единственно возможном методе
раскрыть сущность самосознания.
Интерспективную психологию подвергает критике И.
Кант, построив новое учение о трансцендентальной апперцепции, смыкаясь с учением
Г.В.
Лейбница.
Кант исходит из предпосылки, что народ это объединенное в одной местности множество людей, составляющих единое целое.
Его характер и особенности формируются под давлением внешних природных,
ландшафтных и климатических факторов.
Именно он передается по наследству потомкам как "дух народа".
Принцип географического детерминизма обосновывает французский историк Ш.
Монтескье, используя в своих рассуждениях все тот же "дух народа".
Этот этнопсихологический феномен формируется и развивается по его представлениям в связи с климатом, рельефом и почвой, то есть первичное и основополагающее значение имеет географическая среда.
Философский взгляд на "дух народа", его этническое сознание расширил Д.Юм.
В работах "Трактат о человеческой природе" и "О национальном характере" он утверждает, что личность есть связка, пучок следующих друг за другом различных восприятий, предвосхищая идею "фокуса сознания" в современной психологии.
Характер народа по его мнению складывается под влиянием географических и социально-политических факторов.
Профессиональные группы, обладающие общими артефактами, обычаями,

[Back]