Проверяемый текст
Маремшаова Ирина Исмаиловна. Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа (Диссертация 2002)
[стр. 192]

ландшафтных и климатических факторов.
Именно он передается по наследству потомкам как «дух народа».
Принцип географического детерминизма обосновывает французский историк Ш.Монтескье, используя в своих рассуждениях все тот же «дух народа».
Этот этнопсихологический феномен формируется и развивается по его представлениям в связи с климатом, рельефом и почвой, то есть первичное и основополагающее значение имеет географическая среда.
Философский взгляд на «дух народа», его этническое сознание расширил Д.Юм.
В работах «Трактат о человеческой природе» и «О национальном характере» он утверждает, что личность есть связка, пучок слеД
Ю .
Х друг за другом различных восприятий, предвосхищая идею «фоУ Ш И куса сознания» в современной психологии.
Характер народа, по его мнению, складывается под влиянием географических и социальнополитических факторов.
Профессиональные группы, обладающие общими артефактами, обычаями,
привычками, сближаются, под воздействием экономико-политических закономерностей и в результате этого сближения вырабатывается национальный характер.
Теория народов, взяв свое начало из досократовских источников, приобретает новый угол зрения, у итальянского философа
Д.Вико.
Через исторический анализ языка, мифа, ритуала различных народов он предполагает постичь истинную человеческую природу.
Повторяющиеся фазы истории запечатлеваются в уме человека, ибо «он выступает и как сценарий, и как актер, действующий в исторической драме».
Вико рассматривает историю общества как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры, то есть конкретных форм жизни и мысли людей определенной исторической эпохи.
В этом отношении его взглядам родственны современные теории «Социокультурной динамики», основоположником которой стал П.Сорокин.
Теория Вико изложенная, главным
обра191
[стр. 8]

Аристотеля с общественной жизнью, следовательно имеет социальную подоплеку и может идентифицироваться с сознанием общности (хотя еще не этнической).
Ни один обычный смертный не настолько самодостаточен, чтобы он мог жить один, вне общества и народа.
Человек, согласно Аристотелю существо политическое.
Даже на самом примитивном уровне это предполагает элементы организованности, а следовательно, элементы общественного сознания, которые в свою очередь способствуют выработке "общего чувства", о котором пишет Аристотель в своем трактате "О душе".
В период Возрождения о тайнах человеческого сознания рассуждает Бэкон в "Новом органоне", Гоббс в "Левиафане" и, конечно, Рене Декарт, справедливо считающийся основателем современной философии.
Акцент на мышление, как на отправной точке оказал сильное влияние на последующую европейскую философию как рационалистического, так и эмпирического толка.
Согласно декартовому принципу непосредственной данности психического, самосознание есть внутреннее созерцание субъектом содержания своего собственного внутреннего мира.
Соотношение нового знания с уже имевшимся ранее он именует рефлексией, на которой построено все здание самосознания.
Опыт человека несет особенную определенность, не зависимую от опыта других.
Этот тезис вполне можно отнести к опыту любой общности.
К декартовскому пониманию взаимоотнесенности объективного мира и самого субъекта примыкает философия Дж.
Локка, интересы которого концентрировались прежде всего вокруг вопросов гносеологии.
Его основной труд "Опыт о человеческом разуме" отрицает мелкие врожденные идеи и связывает роль внешнего опыта с процессом познания.
С помощью древнего образа "чистой доски" он демонстрирует как душа человека наполняется новым содержанием.
Переосмысливая рационалистическое учение Декарта, он вводит категории первичных и вторичных качеств, которые появляются в сознании в результате влияния внешних вещей.
Результатом декарто-локковских размышлений является тезис об интерспекции как единственно возможном методе раскрыть сущность самосознания.
Интерспективную психологию подвергает критике И.
Кант, построив новое учение о трансцендентальной апперцепции, смыкаясь с учением Г.В.
Лейбница.
Кант исходит из предпосылки, что народ это объединенное в одной местности множество людей, составляющих единое целое.
Его характер и особенности формируются под давлением внешних природных, ландшафтных и климатических факторов.
Именно он передается по наследству потомкам как "дух народа".
Принцип географического детерминизма обосновывает французский историк Ш.
Монтескье, используя в своих рассуждениях все тот же "дух народа".
Этот этнопсихологический феномен формируется и развивается по его представлениям в связи с климатом, рельефом и почвой, то есть первичное и основополагающее значение имеет географическая среда.
Философский взгляд на "дух народа", его этническое сознание расширил Д.Юм.
В работах "Трактат о человеческой природе" и "О национальном характере" он утверждает, что личность есть связка, пучок следующих
друг за другом различных восприятий, предвосхищая идею "фокуса сознания" в современной психологии.
Характер народа по его мнению складывается под влиянием географических и социально-политических факторов.
Профессиональные группы, обладающие общими артефактами, обычаями,


[стр.,9]

привычками и т.д.
сближаются под воздействием экономико-политических закономерностей и в результате этого сближения вырабатывается национальный характер.
Теория народов, взяв свое начало из досократовских источников, приобретает новый угол зрения у итальянского философа
Джамбаттисто Вико.
Через исторический анализ языка, мифа, ритуала различных народов он предполагает постичь истинную человеческую природу.
Повторяющиеся фазы истории запечатлеваются в уме человека, ибо "он выступает и как сценарий, и как актер, действующий в исторической драме".
Вико рассматривает историю общества как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры, то есть конкретных форм жизни и мысли людей определенной исторической эпохи.
В этом отношении его взглядам родственны современные теории "Социокультурной динамики", основоположником которой стал П.
Сорокин.
Теория Вико, изложенная, главным
образом, в его основном труде "Основания новой науки об общей природе наций" (1725 г.), не столько объясняет прошлое, сколько указывает на будущее.
Видя социальную организацию в качестве естественного эволюционного процесса, в котором принимают участие человеческие существа, он отдает пальму первенства традициям, развивающим формы общественной жизни.
Именно в этой точке рассуждений Вико, вперед выходит этнология, что представляется нам немаловажным.
Идеи Вико нашли свое развитие в теориях И.
Гердера, Г.В.
Гегеля, В.
Гумбольдта.
Так, Гердер вводит понятие "народ", как сообщество людей, языки и исторические традиции которых формируют их сознание.
Чувство идентичности, чувство сопричастности к чемуто общему, обеспечивают народные традиции.
Таким образом, в истории человеческой мысли происходит поворот к изучению такого этнокультурного сообщества как народ.
В результате, уже в теории Гегеля об абсолютной идеи мы встречаем термин volkergeist "дух народа", который ведет к самосознанию абсолютного духа и представляет суть изучаемой нами проблемы.
Отдельной страницей в изучении сознания этносов стоит марксизм.
Согласно этой теории экономика заменяет собою абсолютную идею Гегеля: что она требует, то и разумно, то и действительно.
"Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
За время Советской власти идеи марксизма глубоко вошли в наш менталитет и поэтому требуют особого к себе внимания, несмотря на то, что предпринимались попытки смягчить жесткий детерминизм марксизма.
Естественно-исторический процесс, объективные общественные отношения составляют более глубокую сущность деятельности и деятельность является формой их реализации.
Все моменты духовного производства религия, семья, право, мораль, наука, искусство и т.д.
"суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону".
Отсюда у Маркса следует вывод, что "сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием".
Прямой противоположностью в траектории исследования сознания выступает натуралистическая школа.
Человек живое существо, часть природы.
Будучи одним из приматов он подчинен общебиологическим закономерностям.
Его специфика это специфика живых существ, ведущих общественный образ жизни, а его поведение определяется генетикой, физиологией, анатомией.
Такова основа натуралистической школы.
И действительно, никакая социализация невозможна, если не будет соответствующих биологических предпосылок.
Но эта истина переходит в свою противоположность, когда игнорируют

[Back]