Проверяемый текст
Маремшаова Ирина Исмаиловна. Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа (Диссертация 2002)
[стр. 193]

зом в его основном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.), не столько объясняет прошлое, сколько указывает на будущее.
Видя социальную организацию в качестве естественного эволюционного процесса, в котором принимают участие человеческие существа, он отдает пальму первенства традициям, развивающим формы общественной жизни.
Именно в этой точке рассуждений Вико вперед выходит этнология, что представляется нам немаловажным.
Идеи Вико нашли свое развитие в теориях И.Гердера,
Г.Гегеля, В.Гумбольдта.
Так, Гердер вводит понятие «народ» как сообщество людей, языки и исторические традиции которых формируют их сознание.
Чувство идентичности, чувство сопричастности к чему-то общему обеспечивают народные традиции.
Таким образом, в истории человеческой мысли происходит поворот к изучению такого этнокультурного сообщества как народ.
В результате уже в теории Гегеля об абсолютной
идее мы встречаем термин «дух народа», который ведет к самосознанию абсолютного духа и представляет суть изучаемой нами проблемы.
Отдельной страницей в изучении сознания этносов стоит марксизм.
Согласно этой теории, экономика заменяет
собой абсолютную идею Гегеля: что она требует, то и разумно, то и действительно.
«Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
За время Советской власти идеи марксизма глубоко вошли в наш менталитет и поэтому требуют особого к себе внимания, несмотря на то, что предпринимались попытки смягчить жесткий детерминизм марксизма.
Естественноисторический процесс, объективные общественные отношения составляют более глубокую сущность деятельности, и деятельность является формой
т их реализации.
Все моменты духовного производства религия, семья,
192
[стр. 9]

привычками и т.д.
сближаются под воздействием экономико-политических закономерностей и в результате этого сближения вырабатывается национальный характер.
Теория народов, взяв свое начало из досократовских источников, приобретает новый угол зрения у итальянского философа Джамбаттисто Вико.
Через исторический анализ языка, мифа, ритуала различных народов он предполагает постичь истинную человеческую природу.
Повторяющиеся фазы истории запечатлеваются в уме человека, ибо "он выступает и как сценарий, и как актер, действующий в исторической драме".
Вико рассматривает историю общества как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры, то есть конкретных форм жизни и мысли людей определенной исторической эпохи.
В этом отношении его взглядам родственны современные теории "Социокультурной динамики", основоположником которой стал П.
Сорокин.
Теория Вико, изложенная, главным образом, в его основном труде "Основания новой науки об общей природе наций" (1725 г.), не столько объясняет прошлое, сколько указывает на будущее.
Видя социальную организацию в качестве естественного эволюционного процесса, в котором принимают участие человеческие существа, он отдает пальму первенства традициям, развивающим формы общественной жизни.
Именно в этой точке рассуждений Вико, вперед выходит этнология, что представляется нам немаловажным.
Идеи Вико нашли свое развитие в теориях И.
Гердера,
Г.В.
Гегеля, В.
Гумбольдта.
Так, Гердер вводит понятие "народ", как сообщество людей, языки и исторические традиции которых формируют их сознание.
Чувство идентичности, чувство сопричастности к чемуто общему, обеспечивают народные традиции.
Таким образом, в истории человеческой мысли происходит поворот к изучению такого этнокультурного сообщества как народ.
В результате, уже в теории Гегеля об абсолютной
идеи мы встречаем термин volkergeist "дух народа", который ведет к самосознанию абсолютного духа и представляет суть изучаемой нами проблемы.
Отдельной страницей в изучении сознания этносов стоит марксизм.
Согласно этой теории экономика заменяет
собою абсолютную идею Гегеля: что она требует, то и разумно, то и действительно.
"Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
За время Советской власти идеи марксизма глубоко вошли в наш менталитет и поэтому требуют особого к себе внимания, несмотря на то, что предпринимались попытки смягчить жесткий детерминизм марксизма.
Естественно-исторический процесс, объективные общественные отношения составляют более глубокую сущность деятельности и деятельность является формой
их реализации.
Все моменты духовного производства религия, семья,
право, мораль, наука, искусство и т.д.
"суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону".
Отсюда у Маркса следует вывод, что "сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием".
Прямой противоположностью в траектории исследования сознания выступает натуралистическая школа.
Человек живое существо, часть природы.
Будучи одним из приматов он подчинен общебиологическим закономерностям.
Его специфика это специфика живых существ, ведущих общественный образ жизни, а его поведение определяется генетикой, физиологией, анатомией.
Такова основа натуралистической школы.
И действительно, никакая социализация невозможна, если не будет соответствующих биологических предпосылок.
Но эта истина переходит в свою противоположность, когда игнорируют

[Back]