Проверяемый текст
Маремшаова Ирина Исмаиловна. Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа (Диссертация 2002)
[стр. 197]

хологии не привели к появлению исследований, направленных на проверку предложений Вундта.
Его идеи были несколько перефразированы немецкой культурно-исторической школой, и хотя это делалось в рамках их собственных исторических моделей, все же обеспечило данному направлению ощутимый
скачок вперед.
Среди американских ученых начала XX столетия культурноисторической ориентации придерживался Ч.Джадд.
Он развивал идеи Вундта и утверждал, что язык, орудия труда, система исчислений, искусство и т.д.
суть формы «накопленного социального капитала», который накапливался тысячелетиями и формировал национальное сознание и психологию.
Основной тезис культурно-исторической школы заключается в том, что структура и развитие внутренних процессов этноса детерминировано исторически
развиваюш,ейся культурно опосредованной практической деятельностью человека.
Параллельно с этим направлением разрабатывалась мнемическая программа в кросскультурной психологии, которая изучала все возможные процессы памяти (включая историческую).
Прослеживая развитие научной мысли о проблемах души или духа народа, невозможно обойти французскую «Школу Анналов», с чьей легкой руки в мировой науке появилось понятие «ментальность».
У истоков этого направления стояли
М.Блок и Л.Февр.
Все то, что происходит с народом, не что иное, как проявление глубинных движений народного сознания и мировосприятия.
По Февру, «наша история является идеалистической...
ибо экономические факты, как и всякие другие социальные феномены, возникают из веры и воззрений».
Если Февр по своим предположениям стоял ближе к психологическому изучению народной души, то
М.Блок отстаивал позиции социологической традиции, в чем перекликался с Дюркгеймом.
В своих работах «Короли-чудотворцы» (1924 г.) и «Феодальное общество» (1939 г.) Блок говорит о «способах чувствования и мышления»,
196
[стр. 11]

В результате функционирования в жизненном пространстве членов единого духовного сообщества духовных продуктов культуры: языка, мифов, нравов образуется единство этнопсихологических процессов.
Для определения такого "единого духовного сообщества" было введено понятие "духовного коммунитета".
Термин этот принадлежит В.
Вундту.
Возникновение производных народной души сводится к сумме энергии множества индивидов, находящихся во взаимодействии "и покоятся на духовном взаимодействии многих, которые относятся к названным процессам подобно тому, как элементы представления и воли относятся к сложным представлениям и волевым действиям индивида".
Творческая коллективная деятельность народа, по мнению Вундта может и должна изучаться.
Сделать это можно, работая в двух направлениях: абстрактном и конкретном.
Первый путь подразумевает исследование души народа через те связи, которые существуют между индивидами, предположив, что мифы это чувства народа, обычаи воля и нравственные принципы.
Второй путь предполагает изучение конкретного народа, приложив к нему результаты исследования по первому варианту.
Однако ранние попытки учесть влияние культуры в рамках парадигмы общей психологии не привели к появлению исследований, направленных на проверку предложений Вундта.
Его идеи были несколько перефразированы немецкой культурно-исторической школой, и хотя это делалось в рамках их собственных исторических моделей, все же обеспечило данному направлению ощутимый
скачек вперед.
Среди американских ученых начала XX столетия культурно-исторической ориентации придерживался Ч.
Джадд.
Он развивал идеи Вундта, и утверждал, что язык, орудия труда, система исчислений, искусство и т.д.
суть формы "накопленного социального капитала", который накапливался тысячелетиями и формировал национальное сознание и психологию.
Основной тезис культурно-исторической школы заключается в том, что структура и развитие внутренних процессов этноса детерминировано исторически
развивающейся культурно опосредованной практической деятельностью человека.
Параллельно с этим направлением разрабатывалась мнемическая программа в кросскультурной психологии, которая изучала все возможные процессы памяти (включая историческую).
Прослеживая развитие научной мысли о проблемах души или духа народа, невозможно обойти французскую "Школу Анналов", с чьей легкой руки в мировой науке появилось понятие "ментальность".
У истоков этого направления стояли
Марк Блок и Люсьен Февр.
Все то, что происходит с народом, не что иное, как проявление глубинных движений народного сознания и мировосприятия.
По Февру "наша история является идеалистической...
ибо экономические факты, как и всякие другие социальные феномены, возникают из веры и воззрений".
Если Февр по своим предположениям стоял ближе к психологическому изучению народной души, то
Марк Блок отстаивал позиции социологической традиции, в чем перекликался с Дюркгеймом.
В своих работах "Короли чудотворцы" (1924 г.) и "Феодальное общество" (1939 г.) Блок говорит о "способах чувствования и мышления",
вступая на путь антропологической истории и уделяя значительное внимание социальной дифференциации культурного поведения.
Изучение ментальности признается ключевым моментом исторического синтеза Ле Гоффом.
Историческая наука, по его мнению, "тем и своеобразна, что она исходит из существования двух реальностей: реальности "как таковой" и представлений, которые создала эта реальность о себе у людей прошлого".
Историю ментальностей он связывает с жестами, поведением, установками, но в то же время он резко возражает против бихевиористского истолкования.
Картина мира или иначе система ментальных

[Back]