Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 21]

занных проблем.
По характеру и содержанию этих решений
необходимо типологизировать основные парадигмы образовательной деятельности, течения и их разновидности («школы») внутри русской дореволюционной философско-педагогической мысли.
Преимущественно на религию ориентировались и выразители интересов правящих
классов, и оппозиционные им идеологи русского либерализма, и носители мелкобуржуазного анархистского духа.
Но в конкретных условиях России конца
XIX начала XX веков нарастало противоречие между официальной теологией и религиозно-философской теорией педагогики.
Один из теоретиков ортодоксальнохристианского воспитания
Д.Введенский весьма точно сформулировал основные посылки религиозно-официального подхода к педагогическому знанию: не антропология, а теология начальный руководящий принцип педагогики, не светская этика, а евангелические заповеди.
Поэтому содержанием и основой воспитывающего обучения у него оказывается смирение; открыто провозглашается необходимость авторитарности.

Наиболее ярким и значимым исследованием истории образования в рассматриваемый период необходимо выделить работу видного русского историка и политического деятеля П.Милюкова.
Он на основе обширнейшего теоретического материала проанализировал историю развития образования в России в своей работе «Очерки по истории русской культуры».
Отмечая, что в самой тесной зависимости от русской церкви находится и развитие образования в России, сравнивая данные вопросы с процессами, происходившими в системе образования Западной Европы.
Принявшись за христианское воспитание общества, западная церковь прежде всего употребляла для этого школу как самое сильное средство общественного образования.
Много столетий западная школа находилась в руках духовенства.
Государство не смогло подчинить окончательно своим интересам образо 20
[стр. 13]

13 Конец XIX-начало ХХвв.
дает удивительное многообразие светских, религиозных и синкретических (объединяющих то и другое) подходов к воспитанию и образованию человека.
Преимущественно на религию ориентировались и выразители интересов правящих
кругов (А.А.Мусин-Пушкин, К.П.Победоносцев, А.Н.Суворин, Д.И.Тихомиров, Д.А.Толстой), и оппозиционные им идеологи либерализма (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, а чуть позже,П.Н.Милюков, В.Д.Набоков, П.Б.Струве, С.Н.Трубецкой, Д.Н.Шипов).
S пореформенной России нарастало противоречие между официальной теологией и религиозно-философской теорией педагогики.
Один из теоретиков ортодоксально-христианского воспитания
А.И.Введенский сформулировал основные посылки религиозно-философского подхода; теология начальный руководящий принцип педагогики, не светская этика, а евангелические заповеди.
Отсюда содержанием и основой воспитывающего обучения у него оказывается смирение.
Спор оппозиционных религиозных мыслителей с ортодоксальным, клерикальным православием оказался в конечном счете отражением социального консерватизма, искавшего спасения от надвигавшихся общественных катаклизмов в "обновляемом" им христианстве и в так называемой христианской антропологии (В.В.Зеньковский, В.В.Розанов, Е.Н.Трубецкой, Л.И.Шестов и др.).
Полемика с религиозными концепциями велась в рамках общей с ними идеалистической методологической основы.
И это было проявлением глубочайшего кризиса мировоззренческих основ эпохи.
Что касается главных разновидностей религиозно-ориентированной антопологии, то наиболее подробно разрабатывалась методологическая проблематика в христианско-антропологической концепции.
Религиозно-мистическую антиконфессиональнуго антропологию как идейную базу идеала личности разрабатывали в изучаемый период Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков, М.М.Тареев, Е.Н.Трубецкой и Др.


[стр.,78]

78 как либерально-буржуазные, а выступления по проблемам начальной народной школы как буржуазно-демократические.
То же самое можно наблюдать, когда философов этого периода, например, Вл.Соловьева, причисляют то к мистикам, то к экзистенциалистам эсхатологического направления, то просто к идеалистам.
Все зависит от угла рассмотрения творчества мыслителя.
Отбор принципов построения философии педагогики ^сак области знания зависит от ориентации мыслителей преимущественно на те или иные сферы общественного сознания: философию, науку, религию, искусство.
Борьба науки и религии, материализма и идеализма в мировоззренческой ориентации педагогов определяла собой расхоадения в решении указанных проблем.
По характеру и содержанию этих решений
можно дифференцировать отдельные течения и их разновидности ("школы") внутри русской дореволюционной философско-педагогической мысли.
Преимущественно на религию ориентировались и выразители интересов правящих классов, и оппозиционные им идеологи русского либерализма, и носители мелкобуржуазного анархистского духа.
Но в конкретных условиях России конца
Х1Х-начала XX веков нарастало противоречие между официальной теологией и религиозно-философской теорией педагогики.
Один из теоретиков ортодоксально-христианского воспитания
Д.И.Введенский весьма точно сформулировал основные посылки религиозно-официального подхода к педагогическому знанию: не антропология, а теология начальный руководящий принцип педагогики, не светская этика, а евангелические заповеди.
Поэтому содержанием и основой воспитывающего обучения у него оказывается смирение; открыто провозглашается необходимость авторитарности.

Теоретический или импирический путь избрали педагоги для посI.
Введенский Д.И.
За счастье детей: вопросы христианского воспитания.
-Спб., 1907.-С.296-310.

[Back]