Проверяемый текст
Маремшаова Ирина Исмаиловна. Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа (Диссертация 2002)
[стр. 217]

собен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения».
Национальное единение людей возникает из сходного «душевнодуховного уклада», который подразумевает сходную любовь к единому, сходную судьбу, единый язык, однородную веру, одинаковое созерцание.
Каждое действие, каждый жизненный акт (рождение, вступление в брак, смерть, манера трудиться и отдыхать, горевать, радоваться и т.д.) облачается народом в свои неповторимые формы, совокупность которых рождает национальную культуру.
«Творить свое и по-своему, но так, чтобы наше и по-нашему созданное было на самом деле верно и прекрасно, т.е.
предметно», вот в чем видит Ильин задачу любого народа, в то время, как задача ученых исследовать эту «предметность».
Для этого Ильин предлагает, вопервых, анализ центральных понятий избранной темы, во-вторых,
отказ от этических и прочих оценок.
Однако в отличие
от Вышеславцева, Ильин не считает этническое сознание и психологию устойчивым феноменом.
Под воздействием исторических событий, утверждает он, происходят серьезные метаморфозы в этническом сознании.
На примере родного ему народа он показывает, как выдвигались в качестве доминирующих лишь те качества, которые способствовали выживанию нации.
«Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь
прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность и это исподволь меняло характер народа».
Заметный вклад в трактовку национального духа и характера в 20-е (* годы
XX столетия внес Л.Карсавин.
Методологии изучения глубинных процессов этноса посвящена его работа «Восток, Запад и русская идея».
Бесконечно богатое разнообразие природных, общественных и духовных
# явлений, он подчиняет тождеству двух найденных им принципов: всеедин216
[стр. 17]

к выводу о их географической, культурной и социальной несовместимости.
"Нет ничего более противного для русского человека, как законничество, де критизм, комиссариат и бюрократизм, составляющие сущности социализма, нет ничего более чуждого и неуместного на фоне русской природы, ее лесов, полей и деревень, как эти красные тряпки и звезды, и лозунги.
Для социализма нужна каменистая почва лондонских или парижских предместей; в русском черноземье он не пускает ростков...
Русская поэзия, русская музыка, русский язык отказываются вмещать марксизм".
История постсоветской России подтверждает слова философа, потому что народный характер необычайно устойчив, ему не возможно навязать нечто чуждое и неприемлемое даже силой.
За любыми колебаниями все же можно отыскать "скрытые, но не всегда присутствующие потенции; так что из глубокого понимания характера можно прочитать всю его судьбу".
Все исторические приобретения и потери отражаются на психическом складе нации.
Судьба и характер русского народа также скрыты в его истории.
Об этом рассуждал и другой русский философ И.А.
Ильин.
Напряженный духовно-нравственный подвиг глубинного постижения смысла национальной принадлежности в жизни человека, вызванный у многих русских религиозных философов насильственной разлукой с родиной, привели к истинным вершинам человеческой мысли по вопросу межнационального общения, взаимопостижимости и самосознания.
Патриотизм и чувства родины, по Ильину, составляют фундамент народного духа.
Национальный характер имеет массу граней, свойств и проявлений, но если они не произрастают из чувства привязанности к родной земле, говорить о национальном духе невозможно.
Чувство родины это "творческий акт духовного самоопределения".
Именно в духовной культуре есть суть национального сознания и характера.
Осознанная этническая и национальная принадлежность пробуждает в человеке духовность, которая должна иметь форму национальной духовности.
Познать "душу народа" означает познать духовность его национального характера "...
тот, кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность.
Он знает, что великое русское велико для всех народов; и, что гениальное греческоегениально для всех веков; и, что героическое у сербов заслуживает преклонения со стороны всех национальностей; и то, что глубоко и мудро в культуре китайцев или индусов, глубоко и мудро перед лицом всего человечества.
Но именно поэтому настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения".
Национальное единение людей возникает из сходного "душевно-духовного уклада", который подразумевает сходную любовь к единому, сходную судьбу, единый язык, однородную веру, одинаковое созерцание.
Каждое действие, каждый жизненный акт (рождение, вступление в брак, смерть, манера трудиться и отдыхать, горевать, радоваться и т.д.) облачается народом в свои неповторимые формы, совокупность которых рождает национальную культуру.
"Творить свое и по-своему, но так, чтобы наше и по-нашему созданное было на самом деле верно и прекрасно, т.е.
предметно" вот в чем видит Ильин задачу любого народа, в то время, как задача ученых исследовать эту "предметность".
Для этого Ильин предлагает, во-первых, анализ центральных понятий избранной темы, вовторых,
необходим отказ от этических и прочих оценок.
Однако в отличие,
скажем от Вышеславцева, Ильин не считает этническое сознание и психологию устойчивым феноменом.
Под воздействием исторических событий, утверждает он, происходят серьезные метаморфозы в этническом сознании.
На примере родного ему народа он показывает как выдвигались в качестве доминирующих лишь те качества, которые способствовали выживанию нации.
"Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как


[стр.,18]

нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность и это исподволь меняло характер народа".
Являясь воплощением систематической, научнопонятийной формы и выражения национального мировоззрения, Ильин, бесспорно занимает одно из ведущих мест среди учетных русского зарубежья.
Заметный вклад в трактовку национального духа и характера в 20-е годы
ХХ столетия внес Л.П.
Карсавин.
Ему принадлежит общая концепция движения.
Методологии изучения глубинных процессов этноса посвящена его работа "Восток, Запад и русская идея".
Бесконечно богатое разнообразие природных, общественных и духовных
явлений, он подчиняет тождеству двух найденных им принципов: всеединство и стяженность.
Развивая первый из принципов, Карсавин пишет, что "смысл или цель индивидуального существования, существования народа, либо общества должны быть понимаемы только с точки зрения всеединства.
И если действительно у русского или французского народа есть своя особая миссия, эта миссия осуществляется в целом".
Познавая народ, он познает стяженное воедино многообразие классов, сословий, личностей.
Другой принцип, который входит в методологическую систему Карсавина, является расщепление одного качества народной души на полярные противоположности.
Этим Карсавинским методом воспользуется позднее Лосский.
И еще один метологический принцип учения Карсавина, о котором имеет смысл упомянуть, это реалистичность исследования любого этноса.
Любой момент действительности несет в себе скрытый смысл и может служить началом истолкования народного сознания.
Интересны и значительны взгляды Карсавина на общую теорию этничности.
Народы относятся по его терминологии к коллективным историческим индивидуальностям, свободным от каких бы то ни было биологических или антропологических признаков.
При этом каждая коллективная историческая личность всегда выражается (индивидуализируется) в личностях низшего порядка и несет на себе отпечаток социально-классовой структуры.
Введенное Карсавиным понятие коллективной исторической индивидуальности для раскрытия этнической сути народа включает в себя наиболее типичные и существенные явления, входящие в различные системы (напр.
систему этики, эстетики и т.д.).
В анализе воззрений русского зарубежья на сущность наций, национальное сознание и характер, исключительно важное место занимают методологические и мирвоззренческометафизические корни суждений Н.О.
Лосского.
Яркий представитель школы интуитивизма, верный принципам метафизически иерархического персонализма, он полагал, что все социальные организмы от личности до нации и человечества соподчинены друг другу.
Организаующим началом любого из этих организмов является душа.
Свой подход к прблеме изучения этно-психологии народа он начинает с утверждения, что "каждый народ есть личность более высокого порядка, чем личное бытие каждого отдельного человека; лица, принадлежащие к составу народа, суть органы народа".
Трудность исследования национального характера состоит в том, чтобы определить, какие свойства и качества народа представляют первичное, а какие из них лишь производные от них.
По Лосскому, первоосновой выступает русская религиозность.
Жизненный опыт русского человека замкнут на религиозной вере.
Бесконечные размышления о смысле жизни стали достоянием национального сознания русских.
Этим объясняется появление плеяды великолепных русских философов этого направления С.Н.
Трубицкого, П.А.
Флоренского, С.Н.
Булгакова, С.Л.
Франка, Н.А.
Бердяева и самого Лосского.

[Back]