Проверяемый текст
Маремшаова Ирина Исмаиловна. Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа (Диссертация 2002)
[стр. 223]

вание этноса и черт его характера является продуктом совокупного действия космических энергий и особенностью ландшафта.
•I'' До XVIII века в качестве доминанты этнического сознания выступало религиозное сознание, которое в своем развитии прошло два этапа: до XV века преобладало чувственное, рациональное и сверхчувственное начало.
Начиная с XV века, истинным становится то, что доступно органам чувств, то есть сенситивная система.
Ее упадок начинается с конца XIX века, вызывает поиск новой системы сознания, повлекшей многочисленные революционные потрясения.
Поиск этот продолжается и сегодня.

Число теорий и факторов, определяющих сущность этнического сознания, характера и поведения, созданное представителями русского зарубежья, поистине велико.
Доказательность и глубина мысли каждого из них заслуживает внимания, несмотря на противоречивость отдельных
взглядов.
Целостный взгляд на проблему возможен лишь путем интеграции различных точек зрения, взглядов, подходов.
2.5 Российская интеллигенция и этнокультурные проблемы образовательной деятельности В последнее десятилетие проблемы российской ментальности делаются одной из актуальных тем массового сознания в рамках воспитания и образования.
Особое внимание отечественных ученых вызывают также проблемы места и роли российской интеллигенции в социуме и роли ее в образовании и просвещении.
Оживление в последние десятилетия миграций населения в России и за ее рубежами ставят перед необходимостью обращаться и к истории культурно-миграционной политики и традиций в области образования и воспитания.
Значительным в этой связи видится совмещение генетически сходных явлений национальной культуры: куль 222
[стр. 20]

окружающую ее действительность", в то время как сама действительность, по Солоневичу, не имеет никакого влияния на общий склад национального характера.
Русская доминанта "заключается в государственном инстинкте русского народа, или что почти одно и тоже, в его инстинкте общежития".
Из учений, перечисленных выше представителей русского зарубежья вырисовывается образ этничности как общности расы, языка, территории, религии, материальной и духовной культуры, т.е.
совокупности объективных характеристик.
Так, исследователь национальных параметров русского бытия Г.П.
Федотов в своих работах отличается завидным реализмом.
Этнос, по его мнению, "не расовая и даже не этнографическая категория.
Это категория прежде всего культурная, а во вторую очередь политическая.
Не народ создает историю, а история создает народ.
В процессе исторической эволюции приобретается культурное единство, в которое входит религия, язык, система нравственных понятий, общность быта, искусство, литература".
Упущенное Федотовым территориальное единство дополнено Ильиным.
"Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопониманием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство".
На этом можно было бы поставить точку, если бы не оппозиционная и категорическая позиция по данному вопросу другого видного ученого, социолога П.
Сорокина.
Определить некоторые из основных черт характера русских возможно, по его утверждению, на основе совокупности объективных и исторически проверенных фактов, отбросив фантастические национальные стереотипы.
Однако, исследовать национальный характер и, тем более, сознание крайне сложно из-за сложившихся научных клише и недоработок в методологии этих исследований.
Главным недостатком он считает отсутствие точного определения нации и ее духа.
Пытаясь восполнить этот пробел он дает следующее определение: "Нация является многосвязной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере от части осознающей факт своего существования и единства".
Другим недостатком выступает то, что исследование народа как общности уступает или подменяется исследованием отдельных его представителей.
"Недопустимо, пишет П.
Сорокин, сведение наций и других социально-культурных систем к простому фрагменту "поведения" индивидуальных компонентов этих систем".
Вместе с тем, Сорокин следует методологии расчленения целого на составные части, в его понимании существует только единичное.
Даже культура у него это ни что иное, как "мир понятий, застывших в определенной форме и в определенных видах".
Сорокин отбрасывает в сторону все составные элементы материальной культуры и заключает, что "национальность, казавшаяся нам чем-то цельным, какой-то могучей силой, каким-то отчеканенным социальным слитком, это "национальность" распалась на элементы и исчезла.
Национальности как единого социального элемента нет".
Вместе с тем Сорокин признает феномен национального сознания и даже пытается определить особенности русского сознания и соотнести его с историческим развитием народа.
До XVIII века в качестве доминанты этнического сознания выступало религиозное
идеационное сознание, которое в своем развитии прошло два этапа: до XV века преобладало чувственное, рациональное и сверхчувственное начало.
Начиная с XV века, истинным становится то, что доступно органам чувств, то есть сенситивная система.
Ее упадок начинается с конца XIX века, вызывает поиск новой системы сознания, повлекшей многочисленные революционные потрясения.
Поиск этот продолжается и сегодня.


[стр.,21]

Число теорий и факторов, определяющих сущность этнического сознания, характера и поведения, созданное представителями русского зарубежья по истине велико.
Доказательность и глубина мысли каждого из них заслуживает внимания, несмотря на противоречивость отдельных
тезисов.
Продвижение по пути к истине возможно лишь путем интеграции различных точек зрения, взглядов, подходов.
§ 3.
Исследование этнического сознания и самосознания в отечественной литературе К проблемам этнического сознания и самосознания в отечественной науке подходят с различных позиций.
Это определяет наличие ряда методологических подходов и принципов, выявляющих природу и сущность данных феноменов.
Их изучением одновременно занимаются психологи, этнологи, социологи и философы.
В силу того, что этническое сознание и самосознание являются с одной стороны, индивидуальными характеристиками человека, с другой, свойственными какой-либо социальной группе, интегрированной по определенным этническим признакам, вытекает вопрос о вычленении и соотношении этих признаков.
Одной из первых работ, специально посвященных национальному самосознанию в отечественной психологии, является работа П.И.
Ковалевского, изданная в 1915 году.
В ней дается трактовка этнического сознания и как психического процесса, и как феномена массового самосознания.
"Национальное самосознание, пишет Ковалевский, есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, …есть вид общественного самосознания народов, есть сознание солидарности наших личных потребностей и задач с известной народностью".
В ретроспективном направлении изучения сознания и самосознания исходной базой явились фундаментальные открытия Б.Т.
Ананьева, вошедшие в интегральное исследование "Человек как предмет познания", в котором он обобщил данные всех антропологических наук.
Развитая Ананьевым спиральность психологического развития, выражающаяся в единстве труда, познания и общения, заключается в спиральном переходе доминанты эпицентра развития с одного рода деятельности на другой, в чередовании ведущей роли этих родов деятельности в психическом развитии.
Деятельность того или иного витка спирали и будет обуславливать природу сознания личности и этноса.
Единство сознания и деятельности постулировалось также С.Л.
Рубинштейном, А.Н.
Леонтьевым, Б.М.
Тепловым, В.В.
Ивановским и др.
Совместная деятельность предполагает общение, в результате которого возникают те нити, которые связывают отдельных индивидов в общность и позволяют противопоставлять себя другим.
Общение это именно то, чему посвящено исследование Б.Ф.
Поршнева.
Он проследил логику психических новообразований, приведших к возникновению речи основы человеческого общения, изменения в материальном и духовном развитии общества влекут за собой преобразования производства общественных отношений с ведущей стороной деятельности общением.
В филогенезе анализируемого им периода, становление человеческого общения сопровождается образованием речи.
Речь и далее язык, станет впоследствии одним из этнодифференцирующих признаков этноса, отличительной особенностью его культуры.
Двустороннее этнопсихологические противопоставление общностей выражено Поршневым формулой "Мы Они", ставшей известной, признанной и взятой на вооружение многими учеными.
Отечественная культурно-историческая психология в лице ее основателя Л.С.
Выготского также полагает, что "культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве

[Back]