Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 253]

ГЛАВА 3 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ 3.1.
Общечеловеческие и национальные ценности в традиции российского образования Современная система образования, в разных ее аспектах, ставит вопрос не только о гуманизации, но и о духовности воспитания.
Проблема духовности относится к числу тех немногих проблем, которые принято называть вечными.

В ней как в фокусе находят отражение многие вопросы воспитания.
Однако феномен духовности неотвратимо предстает перед человеком как проблема в самые драматические периоды развития истории, так как именно в состоянии духовности общества в наиболее концентрированной
коллизии.
форме сосредоточены коренные человеческие
дошла до Современная цивилизация в своем развитии критического рубежа, поэтому она как никогда нуждается в пробуждении духовности, в «охранительной силе культуры» (А.Блок).
Сложный этап внутреннего развития переживает сейчас наша страна, так как демократизация социальных процессов, в частности, образования, не имеющая соответствующего духовного эквивалента, несостоятельна.
У Гегеля читаем: «Слова вечное, святое, абсолютное,
бесконечное поднимают человека, что-то при этом чувствующего, в высоту, согревают его, наполняют его жаром.
Это силы, им управляющие, а знак их власти над ним то, что он, слыша их, чувствует себя».
Мысль Гегеля указывает на два уровня духовных ценностей: уровень высших общечеловеческих ценностей и уровень ценностей обыденной жизни.
У человека, живущего вполне человеческой жизнью, не может быть противоречия
<*' между 252
[стр. 221]

221 цепция Менделеева в области педагогики, а факт культурно-исторической реальности в России".
Менделеев, на наш взгляд, нетривиально его зафиксировал.
Да он и сам отмечал, что пытается осмыслить объективную эволюцию процессов образования.
Но и в перевертывании в современной ситуации систем образования, когда реальное становится действительным, а классическое (гуманитарное) желаемым это не умственный изыск сегодняшних педагогов, а также культурно-исторический факт.
И это указывает на сложность и неоднозначность проблемы гуманизации образования, особенно высшего.
3.2.
Влияние духовных ценностей на современные тенденции взаимодействия светского и религиозного образования Современная система образования, в разных ее аспектах, ставит вопрос не только о гуманизации, но и о духовности воспитания.
Проблема духовности относится к числу тех немногих проблем, которые принято называть вечными.

Однако феномен духовности неотвратимо предстает перед человеком как проблема в самые драматические периоды развития истории, так как именно в состоянии духовности общества в наиболее концентрированной
форме сосредоточены коренные человеческие коллизии.
Современная цивилизация в своем развитии дошла до критического рубежа, поэтому она как никогда нуждается в пробуждении духовности, в "охранительной силе культуры" (А.Блок).
Сложный этап внутреннего развития переживает сейчас наша страна, так как демократизация социальных процессов, в частности, образования, не имеющая соответствующего духовного эквивалента, несостоятельна.
У Гегеля читаем: "Слова вечное, святое, абсолютное,
бесконечI.
Бряник Н.В.
Д.И.Менделеев и некоторые мысли о проблеме гуманизации образования //Проблема гуманизации высшего образования: региональный аспект.
Часть I.-C.57.


[стр.,222]

222 ное поднимают человека, что-то при этом чувствующего, в высоту, согревают его, наполняют его жаром.
Это силы, им управляющие, а знак их власти над ним то, что он, слыша их, чувствует себя".
Мысль Гегеля указывает на два уровня духовных ценностей: уровень высших общечеловеческих ценностей и уровень ценностей обыденной жизни.
У человека, живущего вполне человеческой жизнью, не может быть противоречия
между ценностной установкой на обыденном уровне и высшими духовными ценностями, так как последние суть смысловые универсалии его бытия и именно светом этих ценностей освещен весь его жизненный путь.
Эти ценности суть внутренний Бог человека, ориентирующий его на избрание установок и целей повседневной жизнедеятельности, в том числе и научно-практической.
Ценности общечеловеческие утверздаются в человеческом общежитии на протяжении тысячелетий и в качестве универсалий в философских, художественных и религиозных сочинениях характеризуются как Истина, Любовь (Добро) и Красота (в религии и религиозной философии это учение о Софии и премудрости Божией).
В жизни человека эти категории суть смысловые жизненные универсалии, которые придают бытию любого человека, ориентированного на иерархию ценностей обыденной жизни, всеобщий смысл общечеловеческой значимости, без которой это бытие перестает быть подлинно человеческим.
Мы уже обратили внимание на то, что общечеловеческие духовные ценности это тот сверхсмысл, в свете которого человеческая жизнь обретает свою уникальность, в какой бы форме эта уникальность ни реализовалась: форме творчества (на что обращали особое внимание Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.И.Менделеев), или приобщения к высшим человеческим ценностям через их обретение в переживании (сотворчестве), о чем заботились П.Ф.Каптерев, С.А.Рачинский, I.
Гегель Г.
Работы разных лет.
В 2 т.-М., I970-I97I.
Т.П.-С.541.

[Back]