Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 256]

прецедент, при котором внутренний мир выступает одновременно и как личностное достояние, и как реальность, имеющая свои законы.
Духовность позволяет предполагать себя как конечное существо, выйти за рамки физической оболочки, продвинуть горизонты своего Я на уровень всеобщего и бесконечного.
Жизнь в духовном мире безгранично расширяет пространство и время личного бытия, погружает человека в собственную Вселенную, наполненную общечеловеческими смыслами, в которой он может вести любой диалог, как с прошлым, так и с будущим.
Сугубо рефлекторная доминанта духовности определяет меру самостоятельности существования человека в обществе и придает ему статус индивидуальности.
Человек, будучи социальным, тем не менее, не растворяется в обществе и только благодаря относительной автономности может быть полноправным членом общества.
Применительно к процессам образования и воспитания мы в большей степени употребляем понятие «духовная культура», вкладывая в него, в зависимости от того или иного контекста, совершенно различные, а подчас и диаметрально противоположные смыслы, и отсюда в большинстве своем суть их сводится к тому, что все, что не
является материальной культурой, но входящее духовным.
Именно такое отношение к этому понятию и заставляет обратиться опять к мыслителям конца
XIX начала XX веков, в данном случае к В.Розанову, для которого понятие духовной культуры было одним из основополагающих в историческом развитии.
Особый акцент философ делал на взаимодействие и взаимосвязь воспитания и духовной культуры.
Кроме работы «Сумерки просвещения», эти проблемы ставятся им в труде «Афоризмы и наблюдения»
(323, 324).
Человек не бывает от природы тем, кем он должен стать, поэтому образование связано, прежде всего, с бытием 255 в определение «культура» автоматически становится
[стр. 224]

224 ности, вершинным состоянием личностного творчества.
А постоянное предстояние перед объективной универсальной связью, субъективное предвосхищение этой связи, придание смыслов вновь открываемым отношениям составляет движение духовности как снятие одномерности, преодоление непосредственно данного.
Человеческая жизнь приобретает действительную полноту и универсальность, существенно личностный характер, когда рефлектируется в духовной сфере и максимально сопрягается с духовной жизнью личного Я.
Феномен духовности создает прецедент, при котором внутренний мир выступает одновременно и как личностное достояние, и как реальность, имеющая свои законы.
Духовность позволяет предполагать себя как конечное существо, выйти за рамки физической оболочки, продвинуть горизонты своего Я на уровень всеобщего и бесконечного.
Жизнь в духовном мире безгранично расширяет пространство и время личного бытия, погружает человека в собственную Вселенную, наполненную общечеловеческими смыслами, в которой он может вести любой диалог как с прошлым, так и с будущим.
Сугубо рефлекторная доминанта духовности определяет меру самостоятельности существования человека в обществе и придает ему статус индивидуальности.
Человек, будучи социальным, тем не менее не растворяется в обществе и только благодаря относительной автономности может быть полноправным членом общества.
Применительно к процессам образования и воспитания мы в большей степени употребляем понятие "духовная культура", вкладывая в него, в зависимости от того или иного контекста, совершенно различные, а подчас и диаметрально противоположные смыслы, и отсюда в большинстве своем суть их сводится к тому, что все, что не
I.
Ковалев В.И.
Духовность как надличностный феномен / Д а м же.'

[стр.,225]

225 является материальной культурой, но входящее в определение "культура" автоматически становится духовным.
Именно такое отношение к этому понятию и заставляет обратиться опять-таки к мыслителям конца
Х1Х-начала XX века, в данном случае к В.В.Розанову, для которого понятие духовной культуры было одним из основополагающих в историческом развитии.
Особый акцент философ делал на взаимодействие и взаимосвязь воспитания и духовной культуры.
Кроме работы "Сумерки просвещения", эти проблемы ставятся им в труде "Афоризмы и наблюдения".

Современной философско-педагогической мысли следует обратить внимание на то, что в вопросе организации воспитания Розанов в первую очередь указывает на то, что главной ошибкой и русской, и западноевропейской школы является недостаток, или вовсе отсутствие "художественного воззрения" на предмет воспитания.
Суть же этого воззрения заключается в том, что оно охватывает человека в целом, а не как систему определенных составляющих: "мы не можем представить себе художника, который делал бы одни руки, следил бы за выгибом только спины; цельная статуя вот что влечет его; цельный человек вот что влечет воспитателя-художника, в отличие от воспитателя-ремесленника или от воспитателя-ученого, которые вечно трудятся над выработкою "ног" или "рук", без мысли о том, к чему они будут прикреплены".
Целостное отношение позволяет становлению красоты и гармонии в человеке.
Источником "художественного воззрения" на человека, по Розанову, является любовь: только любящий человек способен воспринимать другого целиком, вне зависимости от его навыков, способностей, умений.
Наиболее I.
Розанов В.В.
Афоризмы и наблюдения //Русское обозрение, 1894.
Т.29.-С.682-745.
2.
Там же, м.726.

[Back]