сближения. Первая тенденция: параллелизм этих двух начал, возрождающий • традицию русского дореволюционного просвещения. Это направление организует Церковь, и выражается оно в разных типах школ: в воскресных школах для детей ^^ и взрослых, повсеместно открывающихся при действующих храмах и молитвенных домах, в духовных гимназиях, катехизических школах, богословских институтах и факультетах, в духовных семинариях и академиях. Что касается последних, для них традиция не прерывалась, хотя их количество было сильно сокращено. Для всех этих типов учебных заведений характерно то, что религиозное знание и воспитание здесь «пристраивается» к светскому, как это можно наблюдать в воскресных школах и духовных гимназиях, или, наоборот, светское «пристраивается» к религиозному в семинариях и академиях. К этой же тенденции можно отнести и факультативные занятия в средних и высших учебных заведениях, которые ведут священники. программы школ религиозного направления Учебные на ориентированы преподавание предметов религиозного цикла и противостоят светским программам общеобразовательных учебных заведений, не изучающих религии. Вторая тенденция: сближение двух начал (светского и религиозного) наблюдается в общеобразовательной школе, если процессом руководят школьные учителя и вузовские преподаватели. Они, как правило, опираются на министерские программы или программы авторских курсов, предполагающих знакомство с историей религий, священными текстами, # житийной литературой и т.д. Учитель в этом случае соединяет два рода знаний, а ученик с интересом усваивает их. Сюда же можно присовокупить воспитательный эффект молодежного движения православных витязей, частично скаутов и др. 263 |
235 добро превращается в эстетический образ лишь в той мере, в какой оно низводится до эмпирически доступного проявления доброго. В искусстве всесильный и всеобъемлющий Бог всегда достоверен в конкретной практической помощи, в которой проявляется его добрая воля (сущность): посылает хороший урожай, исправляет заблудшего и т.п. Таким образом, учебные программы необходимо ориентировать на моделирование новых типов связи между человеком и природой, между человеком и обществом, выражающих личностное отношение к миру, которое проявляется в собственном участии в целостной деятельности; предмет последний преобразование социальных отношений на основах гуманизма. К этому нас подготовили и подвели русские мыслители конца Х1Х-начала ХХвв. Живя заботами о настоящем, отдавая все силы делу просвещения своего народа, они мечтали о будущем и закладывали его фундамент своей подвижнической деятельностью. Мы выявили сближение светских и религиозных подходов в современном воспитательно-образовательном процессе. Наметилось появление трех тенденций такого сближения. Первая тенденция: параллелизм этих двух начал, возрожцающий традицию русского дореволюционного просвещения. Это направление организует Церковь, и выражается оно в разных типах школ: в воскресных школах для детей и взрослых, повсеместно открывающихся при действующих храмах и политвенных домах, в духовных гимназиях, катехизических школах, богословских институтах и факультетах, в духовных семинариях и академиях. Что касается последних, для них традиция не прерывалась, хотя их количество было сильно сокращено. Для всех этих типов учебных заведений характерно то, что религиозное знание и воспитание здесь "пристраивается" к светскому, как это можно наблюдать в воскресных школах и духовных гимназиях, или наоборот, 236 светское "пристраивается" к религиозному в семинариях и академиях. К этой же тенденции можно отнести и факультативные занятия в средних и высших учебных заведениях, которые ведут священники. Учебные программы школ религиозного направления ориентированы на преподавание предметов религиозного цикла и противостоят светским программам общеобразовательных учебных заведений, не изучающих религии. Вторая тенденция: сближение двух начал (светского и религиозного) наблюдается в общеобразовательной школе, если процессом руководят школьные учителя и вузовские преподаватели. Они, как правило, опираются на министерские программы или программы авторских курсов, предполагающих знакомство с историей религий, священными текстами, житийной литературой и т.д. Учитель в этом случае соединяет два рода знаний, а ученик с интересом усваивает их. Сюда же можно присовокупить воспитательный эффект молодежного движения православных витязей, частично скаутов и др. Третья тенденция стремится к синтезу светского и религиозного просвещения и выражает себя преимущественно на уровне высшего образования через учебные курсы философского и культурологического плана, различные факультативы, семинары, научно-практические конференции, публикаторскую деятельность. Как и на рубеже Х1Х-ХХвв., эту деятельность организуют ученые, преподаватели вузов, писатели, журналисты и др., ее активно поддерживают школьные учителя, но не поддерживают старые церковные организации. Интерес к ней проявляют преимущественно новые религиозные направления, особенно экуменические. Ницшеанская идея религиозного синтеза, горячо поддержанная русской философской мыслью, проявилась сегодня в активном стремлении христиан протестанских направлений, бахаев. Церкви объединения и др. к синтезу религиозного и светского постижения мира. В учебных программах, программах научных конференций и |