Третья тенденция стремится к синтезу светского и религиозного просвещения и выражает себя преимущественно на уровне высшего образования через учебные курсы философского и культурологического плана, различные факультативы, семинары, научно-практические конференции, публикаторскую деятельность. Как и на рубеже XIX-XX веков, эту деятельность организуют ученые, преподаватели вузов, писатели, журналисты и др., ее активно поддерживают школьные учителя, но не поддерживают старые церковные организации. Интерес к ней проявляют преимущественно новые религиозные направления, особенно экуменические. Ницшеанская идея религиозного синтеза, горячо поддержанная русской философской мыслью, проявилась сегодня в активном стремлении христиан протестантских направлений, бахаев. Церкви объединения и др. к синтезу религиозного и светского постижения мира, В учебных программах, программах научных конференций этот процесс ярко выражен. И необходимо еще раз подчеркнуть, что духовность личности одно из главных направлений исследований философско-педагогической мысли конца XIX начала XX веков. Они рассматривают духовность как всеобъемлющий собирательный термин, который охватывает все главные компоненты развития личности. В.Соловьев отмечал, что вся история, как прошлая, так и современная, доказывает, что человеку «... неестественно существовать без высших духовных начал, жить в умственной и нравственной пустоте». П.Струве в статье о роли интеллигенции в народном хозяйстве подчеркивал, что духовность будет играть все возрастающую роль в развитии материально-экономических основ жизни общества: «Производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность 264 |
236 светское "пристраивается" к религиозному в семинариях и академиях. К этой же тенденции можно отнести и факультативные занятия в средних и высших учебных заведениях, которые ведут священники. Учебные программы школ религиозного направления ориентированы на преподавание предметов религиозного цикла и противостоят светским программам общеобразовательных учебных заведений, не изучающих религии. Вторая тенденция: сближение двух начал (светского и религиозного) наблюдается в общеобразовательной школе, если процессом руководят школьные учителя и вузовские преподаватели. Они, как правило, опираются на министерские программы или программы авторских курсов, предполагающих знакомство с историей религий, священными текстами, житийной литературой и т.д. Учитель в этом случае соединяет два рода знаний, а ученик с интересом усваивает их. Сюда же можно присовокупить воспитательный эффект молодежного движения православных витязей, частично скаутов и др. Третья тенденция стремится к синтезу светского и религиозного просвещения и выражает себя преимущественно на уровне высшего образования через учебные курсы философского и культурологического плана, различные факультативы, семинары, научно-практические конференции, публикаторскую деятельность. Как и на рубеже Х1Х-ХХвв., эту деятельность организуют ученые, преподаватели вузов, писатели, журналисты и др., ее активно поддерживают школьные учителя, но не поддерживают старые церковные организации. Интерес к ней проявляют преимущественно новые религиозные направления, особенно экуменические. Ницшеанская идея религиозного синтеза, горячо поддержанная русской философской мыслью, проявилась сегодня в активном стремлении христиан протестанских направлений, бахаев. Церкви объединения и др. к синтезу религиозного и светского постижения мира. В учебных программах, программах научных конференций и |