Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 27]

конца XIX начала XX веков, в частности, к христианской антропологии, рассматривающей человека как «восхождение к Богу».
Особое место в религиозно-ориентированной педагогической мысли занимал «поздний»
Л.Толстой.
Начиная с 1880-х годов и до конца своей жизни, он предпринял саморевизию своей педагогической концепции, поновому оценил и статус педагогики как науки, и методы исследования в педагогике, и движущие силы воспитательного процесса, и его содержание.
Эти
посылки позднего Толстого, как и собственно «толстовцев» (И.Горбунова-Посадова, С.Дурылина, А.Зеленко, Л.Шлегера и др.) отрицали научный характера педагогики с позиций рационально-религиозного антисциентизма.
Между толстовцами и христианско-антропологическими
«новыми» педагогами были серьезные разногласия по методологическим и.
общетеоретическим вопросам, но их объединяла оппозиция официальной
педагогике, с одной стороны, и естественно научно ориентированной педагогике с другой.
Толстовцы расходились и с продолжателями неоруссистской традиции «раннего»
Л.Толстого (60-х годов XIX в.), в целом ориентировавшейся не на религию, а на философию и опытноэмпирическую методологию познания (К.Вентцель, С.Шацкий и их ближайшие сподвижники).
Толстовский уклон «свободного воспитания», возникнув, как
острая реакция на казенно-бюрократическую, официальную монархическую и клерикальную педагогику, набрал силу на рубеже XIX-XX веков.
Но наиболее заметную оппозицию религиозному течению в русском идеализме составлял естественнонаучный материализм, традиционный для русской
iW' демократии и получивший новый мощный стимул в успехах естествознания конца XIX середины XX столетий.
Известно, что естествознание составляет своеобразный фундамент, основу и формирование научного ми
26
[стр. 81]

81 ловека как "восхождение к Богу".
Особое место в религиозно-ориентированной педагогической мысли занимал "поздний"
Л.Н.Толстой.
Начиная с 80-х годов и до конца своей жизни он предпринял саморевизию своей педагогической концепции, по-новому оценил и статус педагогики как науки, и методы исследования в педагогике, и движущие силы воспитательного процесса, и его содержание.
Эти
посылкм позднего Толстого, как и собственно "толстовцев" И.И.Горбунова-Посадова, С.Н.Дурылина, отчасти А.И.Зеленко, Л.К.Шлегера и др.
отрицали научный характер педагогики с позиций
рационально-религиозногсЗ' антисциентизма.
^ Между толстовцами и христианско-антропологическими
'^новыми" педагогами были серьезные разногласия по методологическим и общетеоретическим вопросам, но их объединяла оппозиция официальной педагогики, с одной стороны, и естественно-научноориентированной педагогике с другой.
Толстовцы расходились и с продолжателями неоруссистской традиции "раннего"
Толстого (60-х годов Х1Хв.), в целом ориентировавшейся не на религию, а на философию и опытно-эмпирическую методологию познания (К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и их ближайшие сподвижники).
Толстовский уклон "свободного воспитания", возникнув как
остКатюк Г.С.
Прогрессивные психологические идеи педагогической антропологии К.Д.Ушинского //Советская педагогика.-1974.№ 2.-С.28; Куликов В.Б.
Педагогическая антропология (истоки, направления, проблемы).-Свердловск, 1988.-С.18-22; Пойзнер В.Н., Захарова З.А.
Ситуация антропологического вакуума и ницшеанский идеал сверхчеловека //Проблема гуманизации высшего образования: региональный аспект /Материалы республиканской научно-практической конференции 16-18 июня 1992г./.
Часть 1.-Екптеринбург, 1992.-С.42; Шварцман К.А.
Философия и воспитание.-М., 1989.
2.
См.: например,: Горбунов-Посадов И.И.
Открытое письмо основателям "Международной лиги Рационального воспитания детей //Свободное воспитание.-1907/08.-№ 10.-Столб.
100-116: Толстой Л.Н.
Педагогические сочинения.
Вступит, статья Венперова С.А.-СПб.,_191^; Толстой Л.Н.
Педагогические статьи.-М., I9I2; Его же.
Новое жизнеописание.-М., 1966.
I.CM.:

[стр.,82]

82 рая реакция на казенно-бюрократическую, официальную монархическую и клерикальную педагогику, набрал силу на рубеже XIX-XX веков.
Но наиболее заметную оппозицию религиозному течению в русском идеализме составлял естественнонаучный материализм, традиционный для русской
демократии и получивший новый мощный стимул в успехах естествознания конца Х1Х-середины XX столетия.
Известно, что естествознание составляет своеобразный фундамент, основу и формирование научного мировоззрения.

Развитие естествознания в России в рассматриваемый период было тесно связано с общественной мыслью и имело свои особенности.
Во-первых, в этот период была широко распространена натурфилософия, против которой выступали лучшие представители отечественной науки К.Ф.Рулье, И.Е.Дьяковский, К.Бэр, в чьих произведениях продолжалась материалистическая традиция в русской науке и утверждался диалектический взгляд на природу.
Во-вторых, на развитие естествознания существенное влияние оказало зарождение капитализма.
Применение машин, новых технологий, прогрессивных форм хозяйствования требовало, радикального пересмотра многих положений естествознания, подготовки научных кадров.
Положительную роль в развитии науки сыграло открытие к этому времени университетов в Харькове, Казани, Киеве, Петербурге, а также военно-хирургических академий.
Наука все интенсивнее вторгается в различные сферы жизни; все более появляется работ прикладного характера.
Передовых ученых России всегда отмечало стремление связать науку с жизнью, популяризация ее достижений в народе.
Профессор химии Московского университета А.А.Иовский писал: "Живя в обществе, мы должны употреблять деятельность нашего ума только на то, чтобы быть полезным себе и в то же время нашему ближнему.
Наука есть непосредственное произведение этой деятельности, а

[Back]