Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 30]

Весьма тесно сближалась с педологией эклектическая позиция П.Блонского.
Принятая им в соответствии с педологической установкой аксиома определения эмоциональной специфики и «инстинктов личности биологической наследственностью» резко сужала признание воспитуемости индивида, а отрицание
авторитарной педагогики при этой посылке обедняло мотивацию такого отрицания.
Однобокой ориентации на биологию эксперимента противостояла влиятельная школа педагоговантропологов, стремившихся продолжить и развить завет
К.Ушинского о создании научно-антропологической базы педагогики.
Отличительная особенность этого течения опора на естественные и на общественные науки о человеке, на философию и искусство.
Яркими
представителями его были М.Демков, П.Каптерев, П.Лесгафт и др., считавшие «несомненной истиной» призыв Ушинского к обогаш,ению педагогического знания всеми данными о человеке, к идеалу педагогического универсализма, исповедуемый Ушинским принцип органической целостности педагогики как теоре '» тической базы воспитательной и образовательной практики, его требование мировоззренческой ясности и широты.
Антропология в широком смысле это «все науки о человеке, которые должны служить основанием педагогическому знанию: о душе, о теле, о назначении человека»
(96, с.
13).
Последователи К.Ушинского ориентировались на различные философские школы, различные науки о человеке, но при этом стремились к концептуальности.
Синтетическоантропологическое течение в русской педагогике находило опору и в знании о человеке, которое несло в себе искусство, прежде всего художественная литература, которая в условиях России приняла на себя функцию социальной философии и стала важным фактором формирования общественного сознания.
29
[стр. 84]

84 усложняющейся.
В число базовых для педагогики наук постепенно входила и педология.
В начале ХХв.
педология еще рассматривалась в качестве синонима педагогической психологии.
В 1906г.
в рецензии на первые три выпуска серии "Педагогическая психология" под редакцией А.Н.Нечаева "Русская мысль" писала, что эти сборники представляют собой первый опыт русских психологов-педагогов в разработке педологии как экспериментальной базы педагогики."-^"В восприятии ученых 10-х гг.
и позднее педагогия стремилась установить общие законы детского развития физического и психического, соответственно возрасту и полу.
Педология считалась описательной дисциплиной, педагогика же нормативной.
Этот тезис на практике не подтверждался: педология нередко давала рекомевдации и запеты, вторгаясь как раз в область нормативной педагогики, а последняя, вопреки всем размеже-^ ваниям педологов, не могла развиваться, не осуществляя описательной и критической деятельности.
Как правило, педология бралась на вооружение биологически ориентированным ответвлением естественнонаучного течения.
Весьма тесно сближалась с педологией эклектическая позиция
молодого П.П.Блонского.
Принятая им в соответствии с педологической установкой аксиома определения эмоциональной специфики и "инстинктов личности биологической наследственностью" резко сужала признание воспитуемости индивида, а отрицание
автори1.
Гундобин Н.П.
Особенности детского возраста.-Спб., 1906.
2.
См.: Оболенский Л.Е.
Новости педологии //Воспитание и обучение.-1900.-№ 8.-С.16-37; № 9.-C.I-24.
3.
См.: Библиографический отдел //Русская мысль.-1906.-№ 8.-С.209.
4.
См.: Педагогика и педология.-Сб.
ст.-Спб., 1904.
5.
См.: Виноградов П.Д.
Педагогика.-В кн.:Энциклопедия Гранат.-М., 1912.-Т.31.-Столб.
408.
6.
Блонский П.П.
Курс педагогики: Введение в воспитание ребенка.М., I9I6.-C.40-4I; Егоров С.Ф.
Теория образования в педагогике России начала XX века.-М., 1987.-С.136-140.


[стр.,85]

85 тарной педагогики при этой посылке обедняло мотивацию такого отрицания.
Однобокой ориентации на биологию эксперименталистов противостояла влиятельная школа педагогов-антропологов, стремившихся продолжить и развить завет
К.Д.Ушинского о создании научно-антропологической базы педагогики.
Отличительная особенность этого течения опора на естественные и на общественные, науки о человеке, на философию и искусство.
Яркими
представител51ш его были М.И.Демков, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт и др., считавшие "несомненной истиной" призыв Ушинского к обогащению педагогического знания всеми данными о человеке, к идеалу педагогического универсализма, исповедуемый Ушинским принцип органической целостности педагогики как теоретической базы воспитательной и образовательной практики, его требование мировоззренческой ясности и широты.
Антропология в широком смысле это "все науки о человеке, которые должны служить основанием педагогическому знанию: о душе, о теле, о назначении человека".

Последователи Ушинского ориентировались на различные философские школы, различные науки о человеке, но при этом стремились к концептуальности.
Синтетически-антропологическое течение в русской педагогике находило опору и в знании о человеке, которое несло в себе искусство, прежде всего художественная литература, которая в условиях России приняла на себя функцию социальной философии и стала,важным фактором формирования общественного сознания.
В России сложилась традиция глубокого отношения педагогики к художественной литературе как к "экспертизе" жизни, что вполне вероятно объясняется также 1.
См.: Айхенвельд Ю.И.
Отдельные страницы: Сб.
педагогических, философских и литературных статей.-М., I9I0.-C.I0I.
2.
Тихомиров В.
Курс педагогики, дидактики и методики.
7-е изд.Вильно, 1904.-С.13.

[Back]