Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 395]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В исследовании было определено, что в общественно-политической мысли конца XIX начала XX столетия понимание мира и человека основано на целостности, представляющей собой органическое единство индивидуальностей; или как диалога трансценденции и экзистенции, имманентных друг другу; или где любовь выше воли и власти.
Первая формулировка выражает онтологический аспект, вторая праксиологический, третья аксиологический.
Можно добавить еще аспект гносеологический, или методологический, о котором мы уже говорили: истина в целостности, а не в интерпретациях с позиций отвлеченных начал.
В развитии этих идей в русской философии можно выявить цепочку ключевых понятий, ведущих к современной проблематике: от соборности и софийности как становящемуся всеединству
(Н.Федорова).
Исследование выявило особую актуализацию в настоящее время философской проблематики, доминантой которого являются размышления о воспитании, выраженные в творчестве Н.Пирогова, В.Розанова, Н.Бердяева, П.Милюкова, С.Булгакова, В.
Розанова, и достигающие своей кульминации у Ф.Достоевского: счастье всего человечества не может быть куплено слезинкой невинного младенца.
Таков внутренний барьер на пути превращения органической целостности в механизм, при котором используются любые средства для достижения цели.

Анализ научной литературы выявил, что для русской философскопедагогической мыли, всегда была характерна неразрывная связь всех элементов мировоззрения от фундаментальных основ, от полной, соединяющей религиозное и светское начала, картины мира, до всепроникающего этицизма взглядов на человеческое поведение и его идеалы.
Опять(Вл.Соловьева, С.Булгакова), к «общему делу» т 394
[стр. 170]

170 разевания, содержании учебных программ, системе проверки знаний учащихся, студентов и др.).
Рассмотренная ситуация позволяет сделать два противоположных вывода.
Первый: признать, что никакого особого "русского" пути ни в жизни, ни в философии нет, что все эти мудрствования о соборности прикрывают психологию тысячелетнего рабства; отказаться от мессианских иллюзий и постараться принять, а затем реализовать высшую ценность свободы в ее "общепринятом" западном (технократическом) варианте, где господствует понимание: нет ничего выше саморазвития личности, и этот процесс должен иметь надежные правовые гарантии, остальное мистика, если не мистификация.
Второй вывод: необходимо продолжить прерванную русскую (дореволюционную) традицию в воспитании и образовании.
Обосновывая второй вывод, посмотрим: что же бесспорно положительное выработала русская философско-педагогическая мысль, идя по этому своему пути? Каков ее основной вклад в мировую мысль в вопросе о понимании подлинной духовности.
Если попытаться дать ответ в кратком виде, то он, как нам представляется, может прозвучать так: это понимание мира и человека как целостности, представляющей собой органическое единство индивидуальностей; или как диалога трансценденции и экзистенции, имманентных друг другу; или где любовь выше воли и власти.
Первая формулировка выражает онтологический аспект, вторая праксиологический, третья аксиологический.
Можно добавить еще аспект гносеологический, или методологический, о котором мы уже говорили: истина в целостности, а не в интерпретациях с позиций отвлеченных начал.
В развитии этих идей в русской философии можно выявить цепочку ключевых понятий, ведущих к современной проблематике: от соборности и софийности как становящемуся всеединству
(Вл.Соловьева, С.Булгакова), к "общему

[стр.,171]

171 делу" (Н.Федорова).
И в эту явно философскую проблематику все время органически вплетаются размышления о воспитании, выраженные в творчестве Н.Пирогова, В.Розанова и др.
и достигающие своей кульминации у Ф.Достоевского: счастье всего человечества не может быть куплено слезинкой невинного младенца.
Таков внутренний барьер на пути превращения органической целостности в механизм, при котором используются любые средства для достижения цели.

Для русской культуры, как известно, всегда была характерна неразрывная связь всех элементов мировоззрения от фундаментальных основ, от полной, соединяющей религиозное и светское начала, картины 'мира, до всепроникающего этицизма взглядов на человеческое поведение и его идеалы.
Опять-таки, здесь важно развести подлинное единство и "подгонку" картины мира под сиюминутные интересы.
Для мыслителей XIXB.
соборность есть одновременно и принцип устройства бытия, и принцип поведения.
Соборность, как противоположность ассоциации, есть свободное и органическое единство, собранное силой любви.
Ассоциация лишь временное, условное единство, скрепленное внешними связями.
На уровне человеческой жизни это означает ориентацию либо на совесть, веру и любовь в отношениях людей друг к другу, либо на устойчивый правовой договор, требующий хорошо просчитанных гарантий.
В западной философии мы можем видеть три основных направления в развитии проблемы человеческой природы и человеческих отношений: I.
Человек от природы греховен, "человек человеку волк", и тогда единственный выход в добровольном принятии какого-то внешнего регулятора (от гоббсовского государства до фрейдовского супер-эго), но неизбежное следствие такого общества невроз, как вполне логично рассузвдал Фре*^д.
2.
Сама сущность человека порождена внеш

[Back]