Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 43]

типа и получили название «онтологической гносеологии».
Характерно, к примеру, что трактовка акта познания в индивидуализме Франка и Лосского прямо отражает идею воссоединяющей активности, работы воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого.
Тот же мотив восстановления цельности бытия диктуют и натурфилософские позиции русской мысли.
Эти позиции проникнуты святоотеческим антропоцентризмом, идеей человека «возглавителя твари».
Предполагается, что в назначение человека с необходимостью входит космическая и теургическая миссия, которую составляет работа «собирания твари»; живя и действуя в мире, человек должен собрать и преобразовать мир в живое и стройное целое.
Такое преобразование преобразование мира достигается не насильственно по какому-то отвлеченному проекту, но только органическим и любовным соединением со всем сущим в мире, содействием раскрытию и высвобождению всех его бытийных потенций.
Эта мысль, заключенная в Новом завете, была своеобразно интерпретирована в главном труде Н.Федорова «Философия общего дела».

Мыслитель, преподававший несколько лет в общеобразовательной школе, руководивший самообразованием
К.Циолковского, был не принят православной Церковью.
Его учение о «всеобщем воскрешении» с помощью науки и светской организации общественной жизни созданием исторических музеев,
правильным устройством городской и сельской жизни, заботой о ее санитарном состоянии шло в разрез с христианской идеей спасения через Бога, и было объявлено еретическим.
Учительство же хорошо поняло и всем сердцем приняло эту фило («'' софскую работу и в меру возможности внедряло ее идеи в практику преподавания, а творческая мысль развивала ее и продолжает развивать через В.Вернадского, Г.Аксенова и их последователей по сей день.
Близка и симпатична была мысль о таком развитии посредством науки
человече42
[стр. 107]

107 невозможна вне диалога, поэтому невозможны Герцен и Белинский вне Киреевского и Хомякова, западничество вне славянофильства, почв;еничество вне "шестидесятничества", как невозможен Победоносцев вне Менделеева.
Главной философской проблемой конца Х1Х-начала ХХвв.
была возможность возвращения падшего бытия к первозданному единству.
В частности, с этой установкой четко определились гносеологические построения русской мысли, начиная уже с""системы" цельного знания Вл.Соловьева.
В большинстве таких построений ставилась задача установления зависимости гносеологии от онтологии, выявления онтологических предпосылок акта познания, в соответствии с чем концепции подобного типа и получили название "онтологической гносеологии".
Характерно, к примеру, что трактовка акта познания в индивидуализме Франка и Лосского прямо отражает идею воссоединяющей активности, работы воссоединения, в итоге которой устанавливается актуальное единство познающего и познаваемого.
Тот же мотив восстановления цельности бытия диктуют и натурфилософские позиции русской мысли.
Эти позиции проникнуты святоотеческим антропоцентризмом, идеей человека "возглавителя твари".
Предполагается, что в назначение человека с необходимостью входит космическая и теургическая миссия, которую составляет работа "собирания твари"; живя и действуя в мире, человек должен собрать и преобразовать мир в живое и стройное целое.
Такое преобразование преобразование мира достигается не насильственно по какому-то отвлеченному проекту, но только органическим и любовным соединением со всем сущим в мире, содействием раскрытию и высвобождению всех его бытийных потенций.
Эта мысль, заключенная в Новом завете, была своеобразно интерпретирована в главном труде Н.Федорова "Философия общего дела".


[стр.,108]

108 Мыслитель, преподававший несколько лет в общеобразовательной школе, руководивший самообразованием Циолковского, был не принят православной Церковью; его учение о "всеобщем воскрешении" с помощью науки и светской организации общественной жизни созданием исторических музеев, правильном устройстве городской и сельской жизни, заботой о ее санитарном состоянии и др.
шло в разрез с христианской идеей спасения через Бога и было объявлено еретическим.
Учительство же хорошо поняло и всем сердцем' приняло эту философскую работу и в меру возможности внедряло ее идеи в практику преподавания, а творческая мысль развивала ее и продолжает развивать через В.Вернадского, Г.Аксенова и их последователей, по сей день.
Близка и симпатична была мысль о таком развитии посредством науки
человеческих возможностей, которые позволят воскресить всех близких человеку людей, всех усопших гениальных творцов науки, философии, искусства, ярких деятелей истории и вообще все человечество.
Это учение было гуманно, поэтому и необходимо.
"Философия общего дела" Федорова теснейшим образом связана с глубоким общинным чувством, которым проникнуто русское воззрение на жизнь.
Свое глубокое выражение это чувство нашло в мысли Достоевского об ответственности каждого человека за все зло мира и за все несовершенства его.
Только это чувство ответственности за все могло стать началом спасения.
Славянофилы понимали это общинное чувство как "хоровой принцип" или "соборность".
Его использовал Хомяков в своем учении о Церкви, его придерживалась вся русская философская мысль рубежа Х1Х-ХХвв.
В ней говорится о настоящей и будущей судьбе человечества, ибо отдельный человек может найти нравственное успокоение и спасение только вместе с человечеством, в универсальном духовном организме коллективной жизни людей.
Таким идеям откликалось учительство, ибо они соответствовали запросам

[Back]