Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 44]

ских возможностей, которые позволят воскресить всех близких человеку людей, всех усопших гениальных творцов науки, философии, искусства, ярких деятелей истории и вообще все человечество.
Это учение было гуманно, поэтому и необходимо.
«Философия общего дела» Федорова теснейшим образом связана с глубоким общинным чувством, которым проникнуто русское воззрение на жизнь.
Свое глубокое выражение это чувство нашло в мысли Достоевского об ответственности каждого человека за все зло мира и за все несовершенства его.
Только это чувство ответственности за все могло стать началом спасения.
Славянофилы понимали это общинное чувство как «хоровой принцип» или «соборность».
Его использовал Хомяков в своем учении о Церкви, его придерживалась вся русская философская мысль рубежа
XIXXX веков.
В ней говорится о настоящей и будущей судьбе человечества, ибо отдельный человек может найти нравственное успокоение и спасение только вместе с человечеством, в универсальном духовном организме коллективной жизни людей.
Таким идеям откликалось учительство, ибо они соответствовали запросам
общего образования.
Исходя из учения, об истине как о правде, русская философскопедагогическая мысль не могла довольствоваться той истиной, которая предполагалась чисто теоретическим знанием.
Поэтому ее не удовлетворяли обычные критерии истины, которыми пользовалась наука.
Ни чувственное восприятие предмета, ни чисто мысленное понимание предмета на уровне логической очевидности не могли вскрыть последней основы жизни, достигнуть окончательной истины.
В русской философии были уста
'•' новлены фактически совершенно новый критерий истины и соответствующая ему познавательная способность.
Им стало понятие опыта, но не как опыта чувственной
очевидности, а как жизненно-интуитивного постижения бытия в сочувствии и переживании.
И.Киреевскому принадлежит
43
[стр. 108]

108 Мыслитель, преподававший несколько лет в общеобразовательной школе, руководивший самообразованием Циолковского, был не принят православной Церковью; его учение о "всеобщем воскрешении" с помощью науки и светской организации общественной жизни созданием исторических музеев, правильном устройстве городской и сельской жизни, заботой о ее санитарном состоянии и др.
шло в разрез с христианской идеей спасения через Бога и было объявлено еретическим.
Учительство же хорошо поняло и всем сердцем' приняло эту философскую работу и в меру возможности внедряло ее идеи в практику преподавания, а творческая мысль развивала ее и продолжает развивать через В.Вернадского, Г.Аксенова и их последователей, по сей день.
Близка и симпатична была мысль о таком развитии посредством науки человеческих возможностей, которые позволят воскресить всех близких человеку людей, всех усопших гениальных творцов науки, философии, искусства, ярких деятелей истории и вообще все человечество.
Это учение было гуманно, поэтому и необходимо.
"Философия общего дела" Федорова теснейшим образом связана с глубоким общинным чувством, которым проникнуто русское воззрение на жизнь.
Свое глубокое выражение это чувство нашло в мысли Достоевского об ответственности каждого человека за все зло мира и за все несовершенства его.
Только это чувство ответственности за все могло стать началом спасения.
Славянофилы понимали это общинное чувство как "хоровой принцип" или "соборность".
Его использовал Хомяков в своем учении о Церкви, его придерживалась вся русская философская мысль рубежа
Х1Х-ХХвв.
В ней говорится о настоящей и будущей судьбе человечества, ибо отдельный человек может найти нравственное успокоение и спасение только вместе с человечеством, в универсальном духовном организме коллективной жизни людей.
Таким идеям откликалось учительство, ибо они соответствовали запросам


[стр.,109]

109 общего образования.
Исходя из учения об истине как о правде, русская философскопедагогическая мысль не могла довольствоваться той истиной, которая предполагалась чисто теоретическим знанием.
Поэтому ее не удовлетворяли обычные критерии истины, которыми пользовалась наука.
Ни чувственное восприятие предмета, ни чисто мысленное понимание предмета на уровне логической очевидности не могли вскрыть последней основы жизни, достигнуть окончательной истины.
В русской философии были установлены
фактически совершенно новый критерий истины и соответствующая ему познавательная способность.
Им стало понятие опыта, но не как опыта чувственной
очедвдности, а как жизненноинтуитивного постижения бытия в сочувствии и переживании.
И.Киреевскому принадлежит
заслуга начального развития теории "живого знания", которая в конце Х1Х-начале XX века сыграла большое значение для его последователей; Вл.Соловьев развил ее в религиозную концепцию познания.
Всю русскую мысль пронизывает понятие жизненно-интуитивного опыта, которым осознанно или неосознанно пользовались все мистики и религиозные мыслители.
С.Л.Франк в своей работе "Предмет знания.
Об основах и пределах отвлеченного знания" предпринял попытку развить понятие живого опыта систематически, в рамках общепринятой теории познания.
Можно утверждать, что благодаря этому в принципе было основано новое гносеологическое направление наряду с главными формами рационализмом, эмпиризмом и критицизмом.
Новое направление имело известные аналоги в западной мысли: к ним принадлежат учения Паскаля о "логике сердца" и "чувствующем уме", Якоби о чувственной интуиции, философия Шеллинга последнего периода, а в немецкой философии ХХв.
учение Дильтея о "понимании".
С понятием живого знания тесно связана еще одна черта русского философского мышления, повлиявшая на нашу педагогику, его

[Back]