Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 45]

заслуга начального развития теории «живого знания», которая в конце XIX начале XX веков сыграла большое значение для его последователей Вл.Соловьев развил ее в религиозную концепцию познания.
Всю русскую мысль пронизывает понятие жизненно-интуитивного опыта, которым осознанно или неосознанно пользовались все мистики и религиозные мыслители.

С.Франк в своей работе «Предмет знания.
Об основах и пределах отвлеченного знания» предпринял попытку развить понятие живого опыта систематически, в рамках общепринятой теории познания.
Можно утверждать, что благодаря этому в принципе было основано новое гносеологическое направление наряду с главными формами рационализмом, эмпиризмом и критицизмом.
Новое направление имело известные аналоги в западной мысли: к ним принадлежат учения Паскаля о «логике сердца» и «чувствующем уме», Якоби о чувственной интуиции, философия Шеллинга последнего периода, а в немецкой философии
XX века учение Дильтея о «понимании».
С понятием живого знания тесно связана еще одна черта русского философского мышления, повлиявшая на нашу педагогику, его,
но принципиальный онтологизм.
Обычные формы познания нас не удовлетворяют потому, как это показал Якоби, что они основаны только на индивидуальной связи, идеальной связи субъекта и объекта и потому постигают предмет лишь идеально, фактически не проникая в его внутреннюю реальность, а главной задачей русской философии, равно как и педагогики, и было как раз движение к действительному бытию, реальное проникновение в само бытие.
Русская философия ведет постоянную борьбу с кантианством и лю
/Ш) бой разновидностью субъективного идеализма.
Между тем, необходимо было доказать, что истинное метафизическое бытие, а в конечном итоге бытие Бога открыто человеку, что сознание не только, достигает бытия, но от бытия, собственно, всегда исходит.
Поэтому первичным и
самоочевид44
[стр. 109]

109 общего образования.
Исходя из учения об истине как о правде, русская философскопедагогическая мысль не могла довольствоваться той истиной, которая предполагалась чисто теоретическим знанием.
Поэтому ее не удовлетворяли обычные критерии истины, которыми пользовалась наука.
Ни чувственное восприятие предмета, ни чисто мысленное понимание предмета на уровне логической очевидности не могли вскрыть последней основы жизни, достигнуть окончательной истины.
В русской философии были установлены фактически совершенно новый критерий истины и соответствующая ему познавательная способность.
Им стало понятие опыта, но не как опыта чувственной очедвдности, а как жизненноинтуитивного постижения бытия в сочувствии и переживании.
И.Киреевскому принадлежит заслуга начального развития теории "живого знания", которая в конце Х1Х-начале XX века сыграла большое значение для его последователей; Вл.Соловьев развил ее в религиозную концепцию познания.
Всю русскую мысль пронизывает понятие жизненно-интуитивного опыта, которым осознанно или неосознанно пользовались все мистики и религиозные мыслители.

С.Л.Франк в своей работе "Предмет знания.
Об основах и пределах отвлеченного знания" предпринял попытку развить понятие живого опыта систематически, в рамках общепринятой теории познания.
Можно утверждать, что благодаря этому в принципе было основано новое гносеологическое направление наряду с главными формами рационализмом, эмпиризмом и критицизмом.
Новое направление имело известные аналоги в западной мысли: к ним принадлежат учения Паскаля о "логике сердца" и "чувствующем уме", Якоби о чувственной интуиции, философия Шеллинга последнего периода, а в немецкой философии
ХХв.
учение Дильтея о "понимании".
С понятием живого знания тесно связана еще одна черта русского философского мышления, повлиявшая на нашу педагогику, его


[стр.,110]

по принципиальный онтологизм.
Обычные формы познания нас не удовлетворяют потому, как это показал Якоби, что они основаны только на индивидуальной связи, идеальной связи субъекта и объекта и потому постигают предмет лишь идеально, фактически не проникая в его внутреннюю реальность.
А главной задачей русской философии, равно как и педагогики, и было как раз движение к действительному бытию, реальное проникновение в само бытие.
Русская философия ведет постоянную борьбу с кантианством и любой
разновидностью субъективного идеализма.
Мевду тем необходимо было доказать, что истинное метафизическое бытие, а в конечном итоге бытие Бога открыто человеку, что сознание не только достигает бытия, но от бытия,' собственно, всегда исходит.
Поэтому первичным и
самоочевидным является не сознание бытия или познание, а само бытие.
Онтологический подход к познанию породил значительную русскую философскую литературу.
Сочинение Лопатина "Положительные задачи философии" посвящено доказательству необходимости и возможности научной метафизики.
"Основания интуитивизма" Лосского развивают теорию непосредственного обладания бытием в познании.
Эта работа, а также более поздняя "Система логики" содержат попытку рассмотреть логику как онтологию бытия.
Произведение Аскольдова "Мысль и действительность" представляет другую, более склонную к эмпиризму форму философского реализма.
В своей работе "Предмет познания" Франк вводит понятие "абсолютного бытия", которое находится вне противоположности субъекта и объекта и выступает основанием данных сторон этой противоположности, само будучи первичным и самоочевидным бытием.
Так он пытался преодолеть теоретико-познавательный идеализм и ввести в гносеологию онтологизм как основоположение философского воззрения.
Таким образом, в противоположность господствующему на Западе направлению мысли, в котором действительное бытие остается либо

[Back]