Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 46]

ным является не сознание бытия или познание, а само бытие.
Онтологический подход к познанию породил значительную русскую философскую литературу.
Сочинение Лопатина «Положительные задачи философии» посвящено доказательству необходимости и возможности научной метафизики.
«Основания интуитивизма»
Н.Лосского развивают теорию непосредственного обладания бытием в познании.
Эта работа, а также более поздняя «Система логики» содержат попытку рассмотреть логику как онтологию бытия.
Произведение Аскольдова «Мысль и действительность» представляет другую, более склонную к эмпиризму форму философского реализма.
В своей работе «Предмет познания» Франк вводит понятие «абсолютного бытия», которое находится вне противоположности субъекта и объекта и выступает основанием данных сторон этой противоположности, само, будучи первичным и самоочевидным бытием.
Так он пытался преодолеть теоретико-познавательный идеализм и ввести в гносеологию онтологизм как основоположение философского воззрения.
Таким образом, в противоположность господствующему на Западе направлению мысли, в котором действительное бытие остается либо
закрытым для познающего сознания, либо находится вне сознания и тогда достижимо лишь окольным путем, посредством сознающего себя познания, русская философия утверждает непосредственную данность бытия и укорененность в нем самом познающего сознания.
Это естественно предполагает онтологическое понимание самого сознания, явлений психического мира.
Для русской философии характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не просто как особую сферу мира явлений, область субъективного или как придаток, эпифеномен внешнего мира.
Напротив, они всегда видели в ней некий особый мир, своеобразную реальность, которая в своей глубине связана с космическим и божественным бытием.
45
[стр. 110]

по принципиальный онтологизм.
Обычные формы познания нас не удовлетворяют потому, как это показал Якоби, что они основаны только на индивидуальной связи, идеальной связи субъекта и объекта и потому постигают предмет лишь идеально, фактически не проникая в его внутреннюю реальность.
А главной задачей русской философии, равно как и педагогики, и было как раз движение к действительному бытию, реальное проникновение в само бытие.
Русская философия ведет постоянную борьбу с кантианством и любой разновидностью субъективного идеализма.
Мевду тем необходимо было доказать, что истинное метафизическое бытие, а в конечном итоге бытие Бога открыто человеку, что сознание не только достигает бытия, но от бытия,' собственно, всегда исходит.
Поэтому первичным и самоочевидным является не сознание бытия или познание, а само бытие.
Онтологический подход к познанию породил значительную русскую философскую литературу.
Сочинение Лопатина "Положительные задачи философии" посвящено доказательству необходимости и возможности научной метафизики.
"Основания интуитивизма"
Лосского развивают теорию непосредственного обладания бытием в познании.
Эта работа, а также более поздняя "Система логики" содержат попытку рассмотреть логику как онтологию бытия.
Произведение Аскольдова "Мысль и действительность" представляет другую, более склонную к эмпиризму форму философского реализма.
В своей работе "Предмет познания" Франк вводит понятие "абсолютного бытия", которое находится вне противоположности субъекта и объекта и выступает основанием данных сторон этой противоположности, само будучи первичным и самоочевидным бытием.
Так он пытался преодолеть теоретико-познавательный идеализм и ввести в гносеологию онтологизм как основоположение философского воззрения.
Таким образом, в противоположность господствующему на Западе направлению мысли, в котором действительное бытие остается либо


[стр.,111]

Ill закрытым для познающего сознания, либо находится вне сознания и тогда достижимо лишь окольным путем, посредством сознающего себя познания, русская философия утверждает непосредственную данность бытия и укорененность в нем самом познающего сознания.
Это естественно предполагает онтологическое понимание самого сознания, явлений психического мира.
Для русской философии характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не просто как особую сферу мира явлений'', область субъективного или как придаток, эпифеномен внешнего мира.
Напротив, они всегда видели в ней некий особый мир, своеобразную реальность, которая в своей глубине связана с космическим и божественным бытием.

Широко известная психологическая глубина произведений Достоевского основана на его представлениях о том, что каддая личность находится в непосредственной связи с первопричинами и сущностями бытия.
Это целый космос, мир в себе с неизмеренными глубинами и пропастями.
Тем же определяется поэзия Тютчева, большого русского поэта, который испытывает метафизический ужас перед глубинами человеческой души, потому что непосредственно ощущает свою единосущность с космическими безднами, с господством хаоса первичных природных сил.
Как справедливо высказался современный ученый, "русские мыслители создали самостоятельный философский мир, смогли выдвинуть учения, альтернативные западноевропейскому идеализму.
В русской философии нельзя видеть второй экземпляр переписанного оригинала, голое эпигонство".
Сказанное не означает, что мы вступаем .в какуюто полосу идеализации русской философской мысли.
Речь идет о процессе ее переосмысления, об объективном анализе истории русской общественной мысли конца Х1Х-начала XX века.
Однако до сих пор I.
Старченко Н.Н., участник круглого стола "Проблемы исследования и преподавания истории русской философии" /Москва, 1989/ //Философские науки.-1989.-№ 8.-С.68.

[Back]