здания нужен синтез науки и религии. В.Емельянов и В.Томилов, анализируя творчество Вл.Соловьева, показали, что мыслитель через анализ истории философии приходит к необходимости синтеза религии и философии. Выделив в истории философии три периода: век господства авторитета веры, век относительного равенства разума и веры и век преобладания разума над верой, В л. Соловьев делает вывод: каждая из этих ступеней философии, хотя и имеет некоторое значение, является односторонней. Философ заявляет о необходимости соединения западной философии с христианством. Необходимость этого синтеза вытекала из того, что христианство «было заключено в несоответствующую ему, неразумную форму», а западной философии недоставало содержания: «Теперь мне ясно, как дважды два четыре, писал мыслитель, что все великое развитие западной философией науки, по-видимому, равнодушное и враждебное христианству, в действительности только выработало для христианства новую, достойную его форму». Очевидно, перед мыслителем встала задача усвоить достижения западной философии и осуществить должный синтез религии и философии». В магистерской диссертации «Кризис западной философии» Вл.Соловьев заявил о необходимости создания «положительной» «философии жизни», в которой бы положительные науки подали руку... религии. И не просто подали, а подчинились бы ей, поскольку основную задачу философии Вл.Соловьев видит в том, чтобы «обратить все средства на достижение общей верховной цели познания, определяемой теологией». Все дальнейшие крупные произведения философа так или иначе посвящены •* выполнению этой задачи (336). Поскольку в философско-педагогической мысли одерживала верх тенденция сближения светского и религиозного образования, во второй •^ половине XIX века в России возник особый тип общеобразовательной 49 |
115 элиминации гипотезы как функции, вставленной во все члены формулы, и потому с исключением ее уравнение не меняется; а мевду тем действительной теории мироздания по ограниченности материала наука поставить не может". Как видим, если одни мыслители этого периода ищут новые формы религии и философии, соединяя их, то другие в поисках перехода религии в философию как науку находят основания теоретическому знанию. Мысль бьется также вокруг вопроса: справится ли наука с построением цельного мироздания? И даже атеистически настроенные мыслители, как Н.П.Огарев, дают отрицательный ответ, ибо для построения картины мироздания нужен синтез науки и религии. В.В.Емельянов и В.Г.Томилов, анализируя творчество Вл.Соловьева, показали, что мыслитель через анализ истории философии приходит к необходимости синтеза религии и философии. Выделив в истории философии три периода: век господства авторитета веры, век отнисительного равенства разума и веры и век преобладания разума над верой, Вл.Соловьев делает вывод: калщая из этих ступеней философии, хотя и имеет некоторое значение, является односторонней. Философ заявляет о необходимости соединения западной философии с христианством. Необходимость этого синтеза вытекала из того, что христианство "было заключено в несоответствующую ему,неразумную форму", а западной философии недоставало содержания: "Теперь мне ясно, как дважды два четыре, писал мыслитель, что все великое развитие западной философией науки, по-видимому, равнодушное и враждебное христианству, в действительнойсти только вьфаботало для христиан1, См.: Огарев Н.П. Герцену М.И. В сб. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании.-М., 1990.-С.88; Огарев Н.П. Религия и наука. (Заметки и наброски). 2. Там же. С.162. Пб ства новую, достойную его форму". Очевидно, "перед мыслителем встала задача усвоить достижения западной философии и осуществить должный синтез религии и философии". В магистерской диссертации "Кризис западной философии" Вл.Соловьев заявил о необходимости создания "положительной" "философии жизни", в которой бы положительные науки подали руку... религии. И не просто подали, а подчинились бы ей, поскольку основную задачу философии Вл.Соловьев видит в том, чтобы "обратить все средства на достижение общей о верховной цели познания, определяемой теологией".*^ Все дальнейшие . крупные произведения философа так или иначе посвящены выполнению этой задачи. Поскольку в философско-педагогической мысли одерживала верх тенденция сближения светского и религиозного образования, во вто^ рой половине XIXB. В РОССИИ возник особый тип общеобразовательной школы воскресная школа для детей и взрослых. Такие школы создавались земскими властями и ставили своей задачей способствовать распространению грамотности населения. Содержательно эти школы соединяли светское, научное и религиозное начала. Наиболее подробно постановка учебного дела в такой школе интересовала мыслителя' Я.В.Абрамова, который составил диаграммы и картограммы размещения воскресных школ в России, собрал довольно обширную литературу по этому вопросу. Статистические материалы, собранные и обработанные Я.В.Абрамовым, относятся исключительно к городским воскресным школам, возникшим по частной инициативе и пользующимися бесплатным трудом преподавателей. Сельские воскресные школы, которых насчиты1. Соловьев B.C. Собр. соч. В 10-ти т.-Спб., I9II-I9I4.-T.I.С.27-33. 2. Емельянов В.В., Томилов В.Г. Русские мыслители.-Томск, 1988.C.I83. 3. Там же. |