Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 51]

школы воскресная школа для детей и взрослых.
Такие школы создавались земскими властями и ставили своей задачей способствовать распространению грамотности
среди населения.
Содержательно эти школы соединяли светское, научное и религиозное начала.

При воскресных школах имелись ученические библиотеки, которые ежегодно выдавали до полумиллиона книг светского и религиозного содержания.
Средняя ученица женской школы прочитывала 8 книг в год, ученик мужской школы 9 и смешанной
1 1 .
Школьные библиотеки составлялись из книг,
утвержденных к пользованию Определением особого Отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения.
Их перечень наглядное свидетельство равноправия книг научного и религиозного содержания, а также светского.
Посмотрим, например перечень учебной литературы, рекомендованной и одобренной к изучению в 1888 г.
Это книги, составленные Д.Тихомировым, для церковно-славянского чтения, руководства для учащихся и для преподавателей начальных училищ:
т ё «Священная история Ветхого Завета» Евгения Тура, книга «Добрый сын.
Эпизод из жизни императора Александра I» рассказ в стихах
В.Борщевского; книга «О том, как Богдан Хмельницкий освободил Украину от польской неволи» И.Слепушкина; книга «Детские очки.
Русскославянский букварь для совместного обучения чтению и письму» составителя
К.Ройского; «Городская школа.
Книга для классного чтения, с материалом для письменных упражнений, примененная к обучению родному языку в городских училищах» А.Павлова; брошюры
Л.П.Вольского «Сказка о царевне-лягушке» (в стихах) и «Три копеечки» (сказка в стихах); издание «Пение на литургии св.
Иоанна Златоуста и св.
Василия Великого, придворного напева, для трехголосного хора однородных голосов, в упрощенном переложении, приспособленном к употреблению в женских учебных заведениях и в детских приютах»; брошюра «В память девятисотлетия
50
[стр. 116]

Пб ства новую, достойную его форму".
Очевидно, "перед мыслителем встала задача усвоить достижения западной философии и осуществить должный синтез религии и философии".
В магистерской диссертации "Кризис западной философии" Вл.Соловьев заявил о необходимости создания "положительной" "философии жизни", в которой бы положительные науки подали руку...
религии.
И не просто подали, а подчинились бы ей, поскольку основную задачу философии Вл.Соловьев видит в том, чтобы "обратить все средства на достижение общей о верховной цели познания, определяемой теологией".*^ Все дальнейшие .
крупные произведения философа так или иначе посвящены выполнению этой задачи.
Поскольку в философско-педагогической мысли одерживала верх тенденция сближения светского и религиозного образования, во вто^ рой половине XIXB.
В РОССИИ возник особый тип общеобразовательной школы воскресная школа для детей и взрослых.
Такие школы создавались земскими властями и ставили своей задачей способствовать распространению грамотности
населения.
Содержательно эти школы соединяли светское, научное и религиозное начала.

Наиболее подробно постановка учебного дела в такой школе интересовала мыслителя' Я.В.Абрамова, который составил диаграммы и картограммы размещения воскресных школ в России, собрал довольно обширную литературу по этому вопросу.
Статистические материалы, собранные и обработанные Я.В.Абрамовым, относятся исключительно к городским воскресным школам, возникшим по частной инициативе и пользующимися бесплатным трудом преподавателей.
Сельские воскресные школы, которых насчиты1.
Соловьев B.C.
Собр.
соч.
В 10-ти т.-Спб., I9II-I9I4.-T.I.С.27-33.
2.
Емельянов В.В., Томилов В.Г.
Русские мыслители.-Томск, 1988.C.I83.
3.
Там же.


[стр.,118]

118 всех школах значительная часть учащихся остается не более года, но в женских школах по истечении этого срока выбывает 69^, в мужских 54%, а в смешанных 52%.
Эти сравнения наводят на мысль, что взрослые учащиеся, которые относятся к школе серьезнее и сознательнее, посещают ее дольше, чем дети.
Преподающих в воскресных школах насчитывалось свыше 6.500 человек.
Из них мужчин опять меньше, только 23%, а если не считать законоучителей, обязательных для вёех школ, то всего 11%.
Женщины же преподавали не только в женских, но и в мужских и смешанных школах.
Из состава всех учителей 60% занимались ежедневным педагогическим трудом.
Надо прибавить, что среди сотальных много служащих в правительственных и частных учреждениях.
Получается, что вечные труженики несли свой досуг в воскресные школы.
В среднем на одну школу приходилось 20 преподавателей.
При воскресных школах имелись ученические библиотеки, которые ежегодно выдавали до полумиллиона книг светского и религиозного содержания.
Средняя ученица женской школы прочитывала 8 книг в год, ученик мужской школы 9 и смешанной
II.
Школьные библиотеки составлялись из книг,
утверзкденных к пользованию Определением особого Отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения.
Их перечень наглядное свидетельство равноправия книг научного и религиозного содержания, а также светского.
Посмотрим, например перечень учебной литературы, рекомендованной и одобренной к изучению в 1888г.
Это книги, составленные Д.Тихомировым, для церковно-славянского чтения, руководства для учащихся и для преподавателей начальных училищ:
"Священная история Ветхого Завета" Евгения Тура, книга "Добрый сын.
Эпизод из жизни императора Александра I" рассказ в стихах
В.Г.Борщевского; книга "О том, как Богдан Хмельницкий освободил Украину от польской неволи"

[стр.,119]

119 И.Слепушкина; книга "Детские очки.
Русско-славянский букварь для совместного обучения чтению и письму" составителя
К.П.Ройского; "Городская школа.
Книга для классного чтения, с материалом для письменных упражнений, примененная к обучению родному языку в городских училищах" А.Павлова; брошюры
Л.П.Вельского "Сказка о царевне-лягушке" (в стихах) и "Три копеечки" (сказка в стихах); издание "Пение на литургии св.
Иоанна Златоуста и св.
Василия Великого, придворного напева, для трехголосного хора однородных голосов, в упрощенном переложении, приспособленном к употреблению в женских учебных заведениях и в детских приютах"; брошюра "В память девятисотлетия
крещения Руси.
Житие святого равноапостольного князя Владимира", составленная профессором Киевской дух.
акад.
И.Малышевским; и др.
Воскресные школы в большинстве случаев пользовались не только бесплатным трудом преподавателей, но и бесплатным посещением.
Расходы велись лишь на письменные принадлежности, учебники, пособия, библиотеку и школьные праздники.
Вследствие этого содержание воскресных школ обходилось дешево в среднем на учащегося 1р.
05 коп.
в год.
На все воскресные школы затрачивалось немногим более 58 тыс.
в год.
При таких малых затратах возможно бы было самое широкое развитие воскресных школ, но в этом направлении официальные органы делали очень мало.
Существующие 319 таких школ распределялись в 194 городах: г.Москва имела 12 воскресных школ, Петербург 8, Киев и Смоленск по 6; шесть городов по 4, десять по 3, а остальные по 2 или I.
Картограммы показывают, что воскресные школы были сосредоточены главным образом в средней и южной половине России.
Довольно много их также в районах горнозаводской про I.
Журнал Министерства народного просвещения.-1888.-№ 7.-0тд.1.С.40; № 8.-0ТД.
I.-C.4749.

[Back]