крещения Руси. Житие святого равноапостольного князя Владимира», составленная профессором Киевской духовной академии И.Малышевским и др. Воскресные школы в большинстве случаев пользовались не только бесплатным трудом преподавателей, но и бесплатным посещением. Расходы велись лишь на письменные принадлежности, учебники, пособия, библиотеку и школьные праздники. Для начинающих учебником служил «Первый шаг» Вахтерова. По окончании алфавита приступали к объяснительному чтению. Для взрослых применялась составленная педагогами воскресных школ «Книга взрослых» (изд. 3-е, М., 1901). Для малолетних, классной книгой служило «Родное слово» Ушинского и Закон Божий. А на дальнейших ступенях развития, когда желательно ознакомить учащихся с явлениями окружающего мира, принята программа объяснительного чтения, которая носит по преимуществу естественнонаучный характер. В 1901 г. в Санкт-Петербурге состоялся XI съезд русских естествоиспытателей и врачей, одним из вопросов которого было состояние народного образования. Съезд выразил одобрение деятельности воскресных общеобразовательных школ и уточнил ситуацию с церковными школами на территории России. Ученые отметили необходимость для всеобщей грамотности населения и христианского воспитания деятельность этого типа школ. Оказалось, что церковных школ в России на рубеже XIX-XX веков к 1899 г. насчитывалось (без Забайкалья) 397644, из них учительских и второклассных 285, двухклассных -270, одноклассник 17552 -44%, грамоты 21423 54%, образцовых при семинариях и женских училищах 107. Из доклада земского статистика П.Воробьева «Грамотность сельского населения в связи с главнейшими факторами хозяйства» видим: грамотность является показателем культурного развития населения. Наиболее совершенным способом изучения грамотности сельского населения служит 51 |
119 И.Слепушкина; книга "Детские очки. Русско-славянский букварь для совместного обучения чтению и письму" составителя К.П.Ройского; "Городская школа. Книга для классного чтения, с материалом для письменных упражнений, примененная к обучению родному языку в городских училищах" А.Павлова; брошюры Л.П.Вельского "Сказка о царевне-лягушке" (в стихах) и "Три копеечки" (сказка в стихах); издание "Пение на литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, придворного напева, для трехголосного хора однородных голосов, в упрощенном переложении, приспособленном к употреблению в женских учебных заведениях и в детских приютах"; брошюра "В память девятисотлетия крещения Руси. Житие святого равноапостольного князя Владимира", составленная профессором Киевской дух. акад. И.Малышевским; и др. Воскресные школы в большинстве случаев пользовались не только бесплатным трудом преподавателей, но и бесплатным посещением. Расходы велись лишь на письменные принадлежности, учебники, пособия, библиотеку и школьные праздники. Вследствие этого содержание воскресных школ обходилось дешево в среднем на учащегося 1р. 05 коп. в год. На все воскресные школы затрачивалось немногим более 58 тыс. в год. При таких малых затратах возможно бы было самое широкое развитие воскресных школ, но в этом направлении официальные органы делали очень мало. Существующие 319 таких школ распределялись в 194 городах: г.Москва имела 12 воскресных школ, Петербург 8, Киев и Смоленск по 6; шесть городов по 4, десять по 3, а остальные по 2 или I. Картограммы показывают, что воскресные школы были сосредоточены главным образом в средней и южной половине России. Довольно много их также в районах горнозаводской про I. Журнал Министерства народного просвещения.-1888.-№ 7.-0тд.1.С.40; № 8.-0ТД. I.-C.4749. 120 мышленности, но совсем беден ими северный край. В азиатской России имелось около 30 воскресных школ, даже на таких далеких окраинах, как Верный, Троицко-Савск, Владивосток. Для начинающих учебником служил "Первый шаг" Вахтерова. По окончании алфавита приступали к объяснительному чтению. Для взрослых применялась составленная педагогами воскресных школ "Книга взрослых" (изд. 3-е, М., I90I). Для малолетних классной книгой служило "Родное слово" Ушинского и Закон Божий. А на дальнейших ступенях развития, когда желательно ознакомить учащихся с явлениями окружающего мира, принята программа объяснительного чтения, которая носит по преимуществу естественнонаучный характер. В 1901г. в Санкт-Петербурге состоялся XI съезд русских естествоиспытателей и врачей, одним из вопросов которого было состояние народного образования. Съезд выразил одобрение деятельности воскресных общеобразовательных школ и уточнил ситуацию с церковными школами на территории России. Ученые отметили необходимость для всеобщей грамотности населения и христианского воспитания деятельность этого типа школ. Оказалось, что церковных школ в России на рубеже Х1Х-ХХвв. к 1899г. насчитывалось (без Забайкалья) 397644, из них учительских и второклассных 285, двухклассных 270, одноклассных 17552 (44^), грамоты 21423 (54)%, образцовых при семинариях и женских училищах 107. Членов причта учительствовало в церковных школах 21%, светских учителей 51%, учительниц 28%. Из светских учителей лиц, получивших среднее образование или специально-педагогическое 14%, из учительниц 50%, имеющих свидетельства учителей 13%, учительниц 15%. Школа грамоты стоила в среднем 85 руб., одноклассная 285 руб., двухклассная I4I0 руб., второклассная 4771 руб. (с постройкой 121 здания), учительская 9907 руб. Из доклада земского статистика г. Воробьева "Грамотность сельского населения в связи с главнейшими факторами хозяйства" видим: грамотность является показателем культурного развития населения. Наиболее совершенным способом изучения грамотности сельского населения служит личная перепись в соединении с переписью подворной. Развитие грамотности среди сельского населения находится в тесной связи с основными экономическими" факторами крестьянского хозяйства размерами надельного землевладения и количества домашнего скота: рост грамотности идет параллельно с увеличением размеров землевладения и скотовладения. Но еще более заметно в этом направлении влияние фактора социально-экономического внеземледельческой промысловой деятельности населения, главным образом отхода его на столичные заработки. Отхоже-промышленники составляли самую грамотную и культурную часть сельского населения, к какой бы экономической группе оно ни принадлежало. Общественно-экономические условия, в которые поставлена деревня, особенно ограничены; это вело к тому, что значительная часть сельского населения была обречена на экономическую бедность и "умственное недомыслие". Но была и другая причина не столь успешного развития образования, которая зафиксирована съездом: сами учителя и воспитатели, а их недостатки всецело объясняются "строем" высших, особенно специальных и филологических учебных заведений. Когда заговорили о реформировании средних учебных заведений, в прессе высказывалось основательное опасение, как бы новое вино, в виде реформ, не испортилось в старых мехах, под которыми подразумевались педагоги. I. Из доклада г. Луппова "О статистике церковных школ". В ст.: Белоконский Н. Народное образование на XI съезде русских естествоипытателей и врачей //Вестник воспитания.-1902.-№ 2.C.II6. |