личная перепись в соединении с переписью подворной. Развитие грамотности среди сельского населения находится в тесной связи с основными экономическими факторами крестьянского хозяйства размерами надельного землевладения и количества домашнего скота: рост грамотности идет параллельно с увеличением размеров землевладения и скотовладения. Но ф еще более заметно в этом направлении влияние фактора социальноэкономического внеземледельческой промысловой деятельности населения, главным образом отхода его на столичные заработки. Отхожепромышленники составляли самую грамотную и культурную часть сельского населения, к какой бы экономической группе оно ни принадлежало. Общественно-экономические условия, в которые поставлена деревня, особенно ограничены; это вело к тому, что значительная часть сельского населения была обречена на экономическую бедность и «умственное недомыслие». 1.2 Философско-педагогические основы образовательной деятельности в России конца XIX начала XX веков Конец XIX начало XX веков был в русском развитии «перевалом сознания, когда меняется само чувство жизни; то был новый опыт» (103, с.452-456). В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. Вновь в русском обществе возникает религиозная потребность, и как выражение и реализация этой потребности бурно развивается религиозная философия. Религиозно-философская мысль предприняла попытку своего реформирования в рамках «нового религиозного сознания». Вообще характерным для конца XIX начала XX веков является обостренная ориентированность всех течений русской философии на решение социальных проблем российской действительности. Предчувствие, 52 |
27 традиция. В научной литературе некоторые исторические периоды отмечены присущим только им духовным началам, превращавшим их в эпохи самобытных культур, а не пронумерованные отрезки времени. Эпоха Возрождения, эпоха Реформации, век Просвещения уже в самих определениях есть намек на особе видение мира, сущности человека, его отношений с природой и Богом, которое если и не властвовало над умами, то по меньшей мере задавало тон,в науках, искусствах, а отчасти и в обыденной жизни. Было ли нечто подобное в конце Х1Х-начале ХХва? На первый взгляд, нет. О какой общности мировосприятия могла идти речь, если идеи, подобно людям, появлялись на свет исключительно ради того, чтобы до последней капли истины вести свою собственную идейную борьбу? Конец Х1Х-начало ХХвв. был в русском развитии "перевалом сознания, когда меняется само чувство жизни; то был новый опыт".^ В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. Вновь в русском обществе возникает религиозная потребность и как выражение и реализация этой потребности бурно развивается религиозная философия. Религиозно-философская мысль предприняла попытку своего реформирования в рамках "нового религиозного сознания".] Мы солидарны с мнением отечественных ученых, что идеологи "нового религиозного сознания" отмежевались от "исторического христианства" и встали в оппозицию к официальному православию,раскрыв в своих работах необходимость религиозных, социальных и политических преобразований русского общества. А предложенные этими идеологами проекты были не чем иным, как социально-нравственными 1. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия.-Вильнюс, I99I.С.452. 2. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века.-Екатеринбург, 1992; Кувакин В.А. Религиозная философия в России.-М., 1980; Семенкин Н.С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей софиологов.-М., 1986; Чертков А.Б. Православная философия и современность.-Рига, I9B9; и др. 40 нентного воскрешения рождается прежде всего из непреодолимого сердечного требования, диктуется глубоким чувством долга. Еще штрих мировоззренческих парадигм эпохи: для нее было характерным и возрождение естественного права, связанное с именем П.И.Новгородцева. Одновременно в произведениях русских философов присутствовала критика социальных негативов, сословных и классовых ограничений, особенно в структуре общего и специального образования, классовых предрассудков, буржуазности, мещанства и т.п. Антитезой этому моралистическому мировоззрению были революционное народничество и марксизм, который был пережит как мировоззрение, как философская система, выражавшая возвращение к онтологии, к бытию. Так, например, с отменой крепостного права русское революционное народничество связывало возможность пробуждения общественного самосознания земледельцев и фабричных рабочих. "Человек, начинающий х?увствовать себя властелином природы, не может оставаться рабом другого человека". А в марксизме был поставлен вопрос о кардинальном переустройстве всей общественной жизни. Вообще характерным для конца Х1Х-начала ХХвв. является обостренная ориентированность всех течений русской философии на решение социальных проблем российской действительности. Предчувствие, а затем и переживание русскими философами крушения прежних идеалов при одновременном желании выразить смысл человеческого существования в его полноте, единстве материальной деятельности и идеальных устремлений. Отмечая эту черту русской философии, Н.А.Бердяев писал: ,"Русская мысль всегда будет занята преображением действительности. Познание будет связано с изменением. Русские в своем творчестве ищут совершенное жизни, а не только совершенных произведеI. Писарев Д.И. Избранные философские и общественно-политические статьи.-М., 1949.-С. 252. 121 здания), учительская 9907 руб. Из доклада земского статистика г. Воробьева "Грамотность сельского населения в связи с главнейшими факторами хозяйства" видим: грамотность является показателем культурного развития населения. Наиболее совершенным способом изучения грамотности сельского населения служит личная перепись в соединении с переписью подворной. Развитие грамотности среди сельского населения находится в тесной связи с основными экономическими" факторами крестьянского хозяйства размерами надельного землевладения и количества домашнего скота: рост грамотности идет параллельно с увеличением размеров землевладения и скотовладения. Но еще более заметно в этом направлении влияние фактора социально-экономического внеземледельческой промысловой деятельности населения, главным образом отхода его на столичные заработки. Отхоже-промышленники составляли самую грамотную и культурную часть сельского населения, к какой бы экономической группе оно ни принадлежало. Общественно-экономические условия, в которые поставлена деревня, особенно ограничены; это вело к тому, что значительная часть сельского населения была обречена на экономическую бедность и "умственное недомыслие". Но была и другая причина не столь успешного развития образования, которая зафиксирована съездом: сами учителя и воспитатели, а их недостатки всецело объясняются "строем" высших, особенно специальных и филологических учебных заведений. Когда заговорили о реформировании средних учебных заведений, в прессе высказывалось основательное опасение, как бы новое вино, в виде реформ, не испортилось в старых мехах, под которыми подразумевались педагоги. I. Из доклада г. Луппова "О статистике церковных школ". В ст.: Белоконский Н. Народное образование на XI съезде русских естествоипытателей и врачей //Вестник воспитания.-1902.-№ 2.C.II6. |