Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 54]

а затем и переживание русскими философами крушения прежних идеалов сочетались с одновременным желанием выразить смысл человеческого существования в его полноте, единстве материальной деятельности и идеальных устремлений.
Отмечая эту черту русской философии,
Н.Бердяев писал: «Русская мысль всегда будет занята преображением действительности.
Познание будет связано с изменением.
Русские в своем творчестве ищут
совершенной жизни, а не только совершенных произведений» (35, С.91).
Избранные философские и общественно-политические статьи
совершенной жизни предлагались разные.
Например, философы «нового религиозного сознания» предлагали такие идеологические проекты возрождения России, как «христианская общественность» (Д.Мережковский), «союз христианской политики» (С.Булгаков), теократический анархизм (Н.Бердяев).
Русские революционные демократы предлагали теории социальной революции, с опорой на «цивилизованное русское меньшинство» (П.Лавров, П.Ткачев), теорию «социальной ликвидации» (М.Бакунин);
^'Ш марксизм ориентировался на установление диктатуры пролетариата.
В отличие от большинства европейских национальных философий русская философия, более чем какая-либо из них, была заинтересована в том, чтобы ее идеи оказались доступны широким читающим массам.
Ее область философская публицистика, где русская философия в конце
XIX начале XX веков достигла значительных высот.
Не только публицистика, или шире журналистика, была традиционным прибежищем русской философии, но и художественная литература.
Взаимодействие философии и художественной литературы в рассматриваемый период является продолжением и развитием национальной традиции, особенностью их существования.
Благодаря этой традиции русская философская мысль прорывала оболочку абстрактного рационализма и устремлялась к целостному
вос53
[стр. 40]

40 нентного воскрешения рождается прежде всего из непреодолимого сердечного требования, диктуется глубоким чувством долга.
Еще штрих мировоззренческих парадигм эпохи: для нее было характерным и возрождение естественного права, связанное с именем П.И.Новгородцева.
Одновременно в произведениях русских философов присутствовала критика социальных негативов, сословных и классовых ограничений, особенно в структуре общего и специального образования, классовых предрассудков, буржуазности, мещанства и т.п.
Антитезой этому моралистическому мировоззрению были революционное народничество и марксизм, который был пережит как мировоззрение, как философская система, выражавшая возвращение к онтологии, к бытию.
Так, например, с отменой крепостного права русское революционное народничество связывало возможность пробуждения общественного самосознания земледельцев и фабричных рабочих.
"Человек, начинающий х?увствовать себя властелином природы, не может оставаться рабом другого человека".
А в марксизме был поставлен вопрос о кардинальном переустройстве всей общественной жизни.
Вообще характерным для конца Х1Х-начала ХХвв.
является обостренная ориентированность всех течений русской философии на решение социальных проблем российской действительности.
Предчувствие, а затем и переживание русскими философами крушения прежних идеалов при одновременном желании выразить смысл человеческого существования в его полноте, единстве материальной деятельности и идеальных устремлений.
Отмечая эту черту русской философии,
Н.А.Бердяев писал: ,"Русская мысль всегда будет занята преображением действительности.
Познание будет связано с изменением.
Русские в своем творчестве ищут
совершенное жизни, а не только совершенных произведеI.
Писарев Д.И.
Избранные философские и общественно-политические статьи.-М.,
1949.-С.
252.


[стр.,41]

41 tf,&iiKt>T£4A НИЙ".
Проекты совершенной жизни предлагались разные.
Например, философы "нового религиозного сознания" предлагали такие идеологические проекты возрождения России, как "христианская общественность" (Д.Мережковский), "союз христианской политики" (С.Булгаков), теократический анархизм (Н.Бердяев); русские революционные демократы предлагали теории социальной революции, с опорой на "цивилизованное русское меньшинство" (П.Лавров, П.Ткачев), теорию "социальной ликвидации" (М.Бакунин);
марксизм ориентировался на установление диктатуры пролетариата.
I В отличие от большинства европейских национальных философий русская философия, более чем какая-либо из них, была' заинтересована в том, чтобы ее идеи оказались доступны широким читающим массам.
Ее область философская публицистика, где русская философия в конце
ЗСЕХ-начале ХХвв.
достигла значительных высот.
Не только публицистика, или шире журналистика, была традиционным прибежищем русской философии, но и художественная литература.
Взаимодействие философии и художественной литературы в рассматриваемый период является продолжением и развитием национальной традиции, особенностью их существования.
Благодаря этой традиции русская философская мысль прорывала оболочку абстрактного рационализма и устремлялась к целостному
восприятию человеческого, духа.
Как писал С.Л.Франк: "...
русскому духу совершенно чуждо спинозовское "не плакать, не смеяться, а понимать".
А Вл.Соловьев считал, что его идея Духа шире и содержательнее всех религий.
Решая социальные проблемы, русская филорофия главное внимание уделяла проблеме сущности и существования человека, смыслу его 1.
Бердяев Н.А.
Русская идея //Вопросы философии.-1990.-II.-С.91.
2.
Франк С.Л.
Сущность и ведущие мотивы русской философии //Философские науки.-1990.-№ 5.-С.85.

[Back]