приятию человеческого духа. Как писал С.Франк: «... русскому духу совершенно чуждо спинозовское «не плакать, не смеяться, а понимать» (38, # С.85). А Вл.Соловьев считал, что его идея Духа шире и содержательнее всех религий. Решая социальные проблемы, русская философия главное внимание уделяла проблеме сущности и существования человека, смыслу его жизни. Антропологическая ориентация русской философии как общепризнанная ее национальная особенность в конце XIX начале XX веков значительно усилилась. Все более настойчиво ставятся вопросы существования человека, его самоценности, свободы. Среди проблем человеческого существования все большее внимание уделяется вопросам взаимодействия личности и общества, социальным характеристикам человека. Вместе с тем обращает на себя внимание и то, что проблема сущности человека решается русскими философами в ее высоком духовно-нравственном измерении, через глубокое изучение внутреннего духовного мира личности. Сущностью человека, считали они, может 'ё быть лишь духовное начало, внутренняя опора свободы человека, начало, не выводимое извне, из природы и общества. Так, психологические явления, по мысли русских философов и богословов, хотя и испытывают воздействие внешнего мира, субстанциональны и трансцендентальны. В.Несмелое, например, в своих теоретических изысканиях опирается на труды основателя экспериментальной психологии В.Вундта и рассуждает на тему о соотношении «духа», «личности», «самосознания» вслед за психологом, который полагает наличие некоего «ядра личности», не определяемого внешними воздействиями, а предшествующего им, выводит самосознание за пределы реального мира. На этом базируется теоретическая установка, что по своей психологической сущности такой важный феномен человеческого бытия, как религия, представляет собой форму самосознания и самоопределения человека. А «всякая догматика всякой рели54 |
41 tf,&iiKt>T£4A НИЙ". Проекты совершенной жизни предлагались разные. Например, философы "нового религиозного сознания" предлагали такие идеологические проекты возрождения России, как "христианская общественность" (Д.Мережковский), "союз христианской политики" (С.Булгаков), теократический анархизм (Н.Бердяев); русские революционные демократы предлагали теории социальной революции, с опорой на "цивилизованное русское меньшинство" (П.Лавров, П.Ткачев), теорию "социальной ликвидации" (М.Бакунин); марксизм ориентировался на установление диктатуры пролетариата. I В отличие от большинства европейских национальных философий русская философия, более чем какая-либо из них, была' заинтересована в том, чтобы ее идеи оказались доступны широким читающим массам. Ее область философская публицистика, где русская философия в конце ЗСЕХ-начале ХХвв. достигла значительных высот. Не только публицистика, или шире журналистика, была традиционным прибежищем русской философии, но и художественная литература. Взаимодействие философии и художественной литературы в рассматриваемый период является продолжением и развитием национальной традиции, особенностью их существования. Благодаря этой традиции русская философская мысль прорывала оболочку абстрактного рационализма и устремлялась к целостному восприятию человеческого, духа. Как писал С.Л.Франк: "... русскому духу совершенно чуждо спинозовское "не плакать, не смеяться, а понимать". А Вл.Соловьев считал, что его идея Духа шире и содержательнее всех религий. Решая социальные проблемы, русская филорофия главное внимание уделяла проблеме сущности и существования человека, смыслу его 1. Бердяев Н.А. Русская идея //Вопросы философии.-1990.-II.-С.91. 2. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии //Философские науки.-1990.-№ 5.-С.85. 42 жизни. Антропологическая ориентация русской философии как общепризнанная ее национальная особенность в конце Х1Х-начале ХХвв. значительно усилилась. Все более настойчиво ставятся вопросы существования человека, его самоценности, свободы. Среди проблем человеческого существования все большее внимание уделяется вопросам взаимодействия личности и общества, социальным характеристикам человека. Вместе с тем обращает на себя внимание и то, что проблема сущности человека решается русскими философами-идеалистами в ее высоком духовно-нравственном измерении, через глубокое изучение внутреннего духовного мира личности. Сущностью человека, считали они, может быть лишь духовное начало, внутренняя опора свободы человека, начало, не выводимое извне, из природы и общества . Так, психологиу ческие явления, по мысли русских философов-идеалистов и богословов, хотя и испытывают воздействие внешнего мира, субстанциональны и трансцендентальны. В.Несмелов, например, в своих теоретических изысканиях опирается на труды основателя экспериментальной психологии В.Вундта и рассуждает на тему о соотношении "духа", "личности", "самосознания" вслед за психологом, который полагает наличие некоего "ядра личности", не определяемого внешними воздействиями, а предшествующего им, выводит самосознание за пределы реального мира. На этом базируется теоретическая установка, что по своей психологической сущности такой важный феномен человеческого бытия, как религия, представляет собой форму самосознания и самоопределения человека, а "всякая догматика всякой религии в своем основном содержании всегда и непременно является выражением известного познания о человеке, и всякая практика всякого религиозного культа в своих основных задачах всегда и непременно является . деятельным выражением мыслящей воли человека к достижению им под |