венную и культурно-духовную деятельность людей, прежде всего, русской интеллигенции, и стать в ближайшее время восприемником лучших тради# ций православия на Руси. Н.Лосский осуществляет поиск через онтологический аспект своего миропонимания, который он выстрадал, так же, как и А.Богданов, на путях эмпиризма, пытаясь совместить его с рационализмом. Мыслитель стремился понять, что собственно принадлежит моему «Я», отграничивает «мои» психические состояния оттого, что дано «извне, как из тела, так и из внешнего мира, за которым стоит Бог. Его система психологии заключала в себе парадоксальное, на первый взгляд, сочетание волюнтаризма с интуитивизмом, то есть учение об активности «Я» с учением о его созерцательности (относительной пассивности) в познавательных процессах. В результате Н.Лосский приходит к выводу: «Все рассуждения об онтологическом строении мира представлялись мне висящими в воздухе, пока не был решен вопрос: как доказать существование внешнего мира и познаваемость его свойств» (215, с.480). Под влиянием неокантианца А.Введенского, Н.Лосский усвоил мысль, что познать можно лишь то, что имманентно сознанию. Вместе с тем, он рассматривал мир как органическое множество резко обособленных друг от друга элементов, а весь имманентный состав сознания как совокупность ощущений и чувств. Естественно, что подобные допущения в конечных выводах приводили философа к солипсизму и скептицизму, к мысли о невозможности логически доказать существование внешнего мира. Был еще один путь, который нам особенно интересен в плане рассматриваемой темы и который нашел горячую поддержку в среде русских педагогов, тяготевших к постижению прекрасного. Если раньше в России к вере возвращались через философию и мораль, то теперь, на рубеже XIX56 fu |
44 А Н.О.Лосский осуществляет поиск через онтологический аспект своего миропонимания, который он выстрадал, так же, как и А.А.Богданов, на путях эмпиризма, пытаясь совместить его с рационализмом. Мыслитель стремился понять, что собственно принадлежит моему "Я", ограничивает "мои" психические состояния от того, что дано "извне',' как из тела, так и из внепиего мира, за которым стоит Бог. Его система психологии заключала в себе парадоксальное, на первый взгляд, сочетание волюнтаризма с интуитивизмом,"то есть учение об активности "Я" с учением о его созерцательности (относительной пассивности) в познавательных процессах. В результате Н.О.Лосский приходит к выводу: "Все рассуждения об онтологическом строении мира представлялись мне висящими в воздухе, пока не был решен вопрос: как доказать существование внешнего мира и познаваемость его свойств". Под влиянием неокантианца А.И.Введенского Лосский усвоил мысль, что познать можно лишь то, что имманентно сознанию. Вместе с тем он рассматривал мир как органическое множество резко обособленных друг от друга элементов, а весь имманентный состав сознания как совокупность ощущений и чувств. Естественно, что подобные допущения в конечных выводах приводили философа к солипсизму и скептицизму, к мысли о невозможности логически доказать существование внешнего мира. ^ Был еще один путь, который нам особенно интересен в плане рассматриваемой темы и который нашел горячую поддержку в среде русских педагогов, тяготевших к постижению прекрасного. Если раньше в России к вере возвращались через философию и мораль, то теперь, на рубеже Х1Х-ХХвв., кроме традиционных путей, появился новый путь через искусство. За него выступает частично В.С.СолоI. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь.-Мюнхен, I968.-C.I0I. |