Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 59]

«прогорк мир» (ибо в христианстве невозможна языческая радость и буйство плоти умерщвляется духом) и др.
В теории воспитания эта идея выразилась в приобщении детей к живой природе, а через философию и педагогику Н.Федорова в
краеведении и идеи восстановления человеческого рода (частично через систему школьных и вузовских музеев).
С другой стороны,
К.Победоносцев, ратуя за восстановление патриаршества, пытался сдержать реформу Церкви.
Он полагал, что бездействие Церкви зависит от нее самой, а не от государства.
Не возражая против реформы духовных школ, он способствовал ее осуществлению.
Результатом чего явилось разделение духовных школ на общеобразовательные и пасторские.

С пасторской школы был снят существовавший до тех пор сословный запрет.
Ставился вопрос об открытии в Москве Женского богословского института.

Н.Бердяев путь обновления общественного сознания видел не через художественную культуру, а через смену объектов философствования.
Он намеревался сделать свою философию сознательно
антропологической; создавал субъективно-идеалистическую «свободную христианскую философию», чуждую научности.
Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т.е.
о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия.
Философия должна быть основана на духовном опыте (т.е.
субъективна).
Мыслитель противопоставлял философию науке на том основании, что наука изучает внешний мир, тогда как философия внутренний.
Философия, обращаясь к внутреннему духовному миру человека, должна начинаться с
размышления над личной судьбой человека.
Она <ф должна выйти из «мировой данности», освободиться от внешнего для нее авторитета, как теоретического, так и практического.
Только такая философия, антропологическая и антропоцентрическая, полагает мыслитель, сможет вывести из кризиса и спасти человека.
По Бердяеву,
экзистенци58
[стр. 31]

31 ществивших переход от марксизма к идеализму.
В отличие от Д.С.Мережковского, Н.А.Бердяев путь обновления общественного сознания видел не через художественную культуру, а через смену объектов философствования.
Он намеревался сделать свою философию сознательно
антопологической.
Бердяев создавал субъективно-идеалистическую "свободную христианскую философию", чуждую научности.
Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т.е.
о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия.
Философия должна быть основана на духовном опыте (т.е.
субъективна).
Мыслитель противопоставлял философию науке на том основании, что наука изучает внешний мир, тогда как философия внутренний.
Философия, обращаясь к внутреннему духовному миру человека, должна начинаться с
разшлшления над личной судьбой человека.
Она должна выйти из "мировой данности", освободиться от внешнего для нее авторитета, как теоретического, так и практического.
Только такая философия, антропологическая и антропоцентрическая, полагает мыслитель, сможет вывести из кризиса и спасти человека.
По Бердяеву,
экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование,^/ Здесь важно отметить идеи Бердяева о познании, которые высказывались им неоднократно и были симпатичны представителям философско-педагогической мысли.
Прежде всего, Бердяев подчеркивал, что познание нельзя противополагать его бытию; оно имманентно бытию, оно событие, внутри бытия.
Н.А.Бердяев пишет: "Познание не есть отражение бытия в познающем субъекте.
Познание носит творческий характер и представляет собой акт постижения смысла.
Противопоставление познающего субъекта объекту познания ведет к уничтожению бытия как субъекта, так и объекта".
Была симпатична мысль, XJTO I.
Бердяев Н.А.
Мое философское миросозерцание //Философ, науки.
1990.-№ 6.-С.86.


[стр.,45]

45 вьев, его выразителем стал Д.Мережковский.
Этот новый религиозный возврат окрашен через их творчество в западнические тона.
Путь Д.Мережковского от литературы к религии, а С.А.Рачинский предлагает идти от мировой инструментальной музыки и хорового пения, преимущественного церковного.
"У Ф.Ницше они учатся освобождаться через красоту".
И от Ницше берут свою основную антитезу: эллинизм и христианство, "олимпийское" начало и, "галилейское", "святость плоти" и "святость духа".
Вл.Соловьевой Д.Мережковский пытались соединить веру и разум, примирить католичество и протестантизм.
В то же время процветает символизм, в котором религия превращалась в игру; в духовную реальность здесь надеялись прорваться поэтическим вдохновением, минуя молитвенный подвиг (Вяч.
Иванов).
Эти поиски не дали плодотворных результатов, и Д.Мережковский охарактеризовал их как "философию религиозного бессилия".
Обозначенные здесь процессы вызвали необходимость поставить вопрос о реформе Церкви.
Причем этот вопрос и способы его разрешения поставила не сама Церковь, а русская интеллигенция^Предлагалось несколько вариантов: "обновленческий" вариант А.И.Введенского, предполагавший, кроме всего прочего, через реформу духовных академий создание духовной философии; вариант соединения христианства с язычеством В.В.Розанова, исходящего из аргумента, что через "сладость Иисусову" "прогорк мир" (ибо в христианстве невозможна языческая радость и буйство плоти умерщвляется духом) и др.
В теории воспитания эта идея выразилась в приобщении детей к живой природе, а через философию и педагогику Н.Федорова в
краеведение и идею восстановления человеческого рода (частично через систему школьных и вузовских музеев).
С другой стороны,
К.П.Победоносцев, ратуя за восстановление I.
См.: Флоровский Г.
Пути русского богословия, с.456.


[стр.,46]

46 патриаршества, пытался сдержать реформу Церкви.
Он полагал, что бездействие Церкви зависит от нее самой, а не от государства.
Не возражая против реформы духовных школ, он способствовал ее осуществлению, результатом чего явилось разделение духовных школ на общеобразовательные и пасторские,
причем с пасторской школы был снят существовавший до тех пор сословный запрет.
Ставился вопрос об открытии в Москве Женского богословского института.

Как видим, последовавшие после отмены крепостного права реформы социальной жизни и русский философский ренессанс создали в России конца Х1Х-начала ХХвв.
обстановку плюрализма и толерантности, позволившую сосуществовать большому количеству различных философских направлений и дававшую возможность переходить представителям философской мысли из одного направления в другое, поддерживать, или, по крайней мере, терпимо относиться к инакомыслящим.
В широком смысле плюрализм означает признание многообразия и вариативности в качестве нормальных явлений действительности.
С позиций плюрализма разнородность общества, разнообразие мировоззренческих, экономических, политических и социально-культурных структур, различие интересов, ценностей и политических взглядов людей понимаются как важнейший источник общественного богатства.
Толерантность необходима в первую очередь в отношении к общественно, политически и культурно различающимдя убеждениям.
Толерантность дает возможность развернуться и утвердить себя различным, подчас противоположным, школам и направлениям.
Вместе с тем плюрализм, разнообразие мировоззренческих интересов, позиций и взглядов в обществе нередко могут вызывать растерянность и социальную апатию части мыслителей, политический и национальный нигилизм, духовное безразличие.
Другую часть философов он стимулирует к поиску новых подходов к теоретическим изысканиям и практи

[Back]