Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 60]

альная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование.
Здесь важно отметить идеи Бердяева о познании, которые высказывались им неоднократно и были симпатичны представителям философско-педагогической мысли.
Прежде всего, Бердяев подчеркивал, что познание нельзя
противопоставлять его бытию; оно имманентно бытию, оно событие, внутри бытия.
Н.Бердяев пишет: «Познание не есть отражение бытия в познающем субъекте.
Познание носит творческий характер и представляет собой акт постижения смысла.
Противопоставление познающего субъекта объекту познания ведет к уничтожению бытия, как субъекта, так и объекта»
(33, с.35).
Им была высказана мысль, что именно идея бытийственности познания включает в себя помимо отражения бытия, реакции или рефлексии сам фактор человеческого бытия, его приращение посредством познания.
Будучи философией человеческого существования, метафизика, как считает Бердяев, неизбежно субъективна, а не объективна.
Но это не означает, что ей чужда онтологическая проблематика.
А главным онтологическим началом в философии
Н.Бердяева является свобода: «Для мистической философии свобода есть исходное, она утверждается в ее безмерности и бездонности и ни на что не сводима» (33, с.36).
Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом, творчества над эволюцией и т.д.
Мыслитель также утверждает дуализм Бога-творца и несотворенной свободы.
Эта идея
(#' самая оригинальная в философии Бердяева, как полагает Б.Бмельянов, освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире.
Таким образом, Бог остается всеблаг, но не всемогущ.
«Бог никакой власти не имеет.
Он имеет меньше власти, чем полицейский», поскольку не имеет влияния на
несотворенную свободу.
Эта свобода сама дает (или 59
[стр. 31]

31 ществивших переход от марксизма к идеализму.
В отличие от Д.С.Мережковского, Н.А.Бердяев путь обновления общественного сознания видел не через художественную культуру, а через смену объектов философствования.
Он намеревался сделать свою философию сознательно антопологической.
Бердяев создавал субъективно-идеалистическую "свободную христианскую философию", чуждую научности.
Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т.е.
о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия.
Философия должна быть основана на духовном опыте (т.е.
субъективна).
Мыслитель противопоставлял философию науке на том основании, что наука изучает внешний мир, тогда как философия внутренний.
Философия, обращаясь к внутреннему духовному миру человека, должна начинаться с разшлшления над личной судьбой человека.
Она должна выйти из "мировой данности", освободиться от внешнего для нее авторитета, как теоретического, так и практического.
Только такая философия, антропологическая и антропоцентрическая, полагает мыслитель, сможет вывести из кризиса и спасти человека.
По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование,^/ Здесь важно отметить идеи Бердяева о познании, которые высказывались им неоднократно и были симпатичны представителям философско-педагогической мысли.
Прежде всего, Бердяев подчеркивал, что познание нельзя
противополагать его бытию; оно имманентно бытию, оно событие, внутри бытия.
Н.А.Бердяев пишет: "Познание не есть отражение бытия в познающем субъекте.
Познание носит творческий характер и представляет собой акт постижения смысла.
Противопоставление познающего субъекта объекту познания ведет к уничтожению бытия как субъекта, так и объекта".

Была симпатична мысль, XJTO I.
Бердяев Н.А.
Мое философское миросозерцание //Философ, науки.
1990.-№ 6.-С.86.


[стр.,32]

32 именно идея бытийственности познания включает в себя помимо отражения бытия, реакции или рефлексии сам фактор человеческого бытия, его приращение посредством познания.
Будучи философией человеческого существования, метафизика, как считает Бердяев, неизбежно субъективна, а не объективна.
Но это не означает, что ей чужда онтологическая проблематика.
А главным онтологическим началом в философииН.А.Бердяева
является свобода: "Для мистической философии свобода есть исходное, она утверждается в ее безмерности и бездонности и ни на что не сводима".
Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основ^ ные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом, творчества над эволюцией и т.д.
Мыслитель также утверждает дуализм Богатворца и несотворенной свободы.
Эта идея
самая оригинальная в философии Бердяева, как полагает Б.В.Емельянов, освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире.
Таким образом Бог остается всеблаг, но не всемогущ.
"Бог никакой власти не имеет.
Он имеет меньше власти, чем полицейский", поскольку не имеет влияния на
несотвореннуго свободу.
Эта свобода сама дает (или не дает) согласие на вхождение в Царство Божие.
Да и акт первотворения это тоже акт свободы, когда несотворенная свобода согласилась на бытие.
Человек это "дитя Божье и дитя свободы".
Таким образом Н.А.Бердяев подает русской философско-педагогической мысли идею необходимости на основании творческой свободы союза рационального и иррационального, а, значит, союза научного познания, исследующе1.
Бердяев Н.В.
Философия свободы.
Смысл творчества.-М., 1989.С.36.
2.
Б.В.Емельянов.
Очерки русской философии начала XX века.
Екатеринбург, 1992.-С.16.
3; Бердяев Н.А.
О назначении человека.
Париж, I99I.-C.34

[Back]