Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 61]

не дает) согласие на вхождение в Царство Божие.
Да и акт первотворения это тоже акт свободы, когда несотворенная свобода согласилась на бытие.
Человек это «дитя Божье и дитя свободы».
Таким образом,
Н.Бердяев подает русской философско-педагогической мысли идею необходимости на основании творческой свободы союза рационального и иррационального, а значит, союза научного познания, исследующего явленный мир, с миром мистическим и религиозным познанием, прорывающимся в трансцендентное.
Иную, последовательно религиозную позицию на соотношение мира и Бога предлагает общественному сознанию
С.Булгаков (во второй период его творчества).
Поскольку гносеологической проблематики у Булгакова почти нет, эта позиция утверждается как одна из онтологических проблем в рамках трансцендентального разума, постигаемого через откровение.
«Основных посылок при решении вопроса о соотношении мира и Бога у него две:
/Ш миру не принадлежит бытие оно ему дано; мир есть нуль в смысле самобытности своей перед лицом Божества, но этот нуль включен в Божью вечность, и Бог не может быть постигаем помимо отношения к миру» (58, с.
176).
Но мир и Бог не могут быть поняты вне соотнесенности друг с другом.
Сотворенный реальный мир представляется Булгакову живым и, следовательно, обладающим «душой мира» (Софией).
Субстанционально она едина, феноменологически многолика, поскольку организует «мировую множественность»; «Мировая душа, как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связанность мира, как бы она ни осуществлялась...
феноменально она многолика, пребывая субстанционально единой».
Душа мира содержит в потенции «семенные логосы» бытия.
Реализуясь, они создают
многооб60 >ш
[стр. 32]

32 именно идея бытийственности познания включает в себя помимо отражения бытия, реакции или рефлексии сам фактор человеческого бытия, его приращение посредством познания.
Будучи философией человеческого существования, метафизика, как считает Бердяев, неизбежно субъективна, а не объективна.
Но это не означает, что ей чужда онтологическая проблематика.
А главным онтологическим началом в философииН.А.Бердяева является свобода: "Для мистической философии свобода есть исходное, она утверждается в ее безмерности и бездонности и ни на что не сводима".
Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основ^ ные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом, творчества над эволюцией и т.д.
Мыслитель также утверждает дуализм Богатворца и несотворенной свободы.
Эта идея самая оригинальная в философии Бердяева, как полагает Б.В.Емельянов, освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире.
Таким образом Бог остается всеблаг, но не всемогущ.
"Бог никакой власти не имеет.
Он имеет меньше власти, чем полицейский", поскольку не имеет влияния на несотвореннуго свободу.
Эта свобода сама дает (или не дает) согласие на вхождение в Царство Божие.
Да и акт первотворения это тоже акт свободы, когда несотворенная свобода согласилась на бытие.
Человек это "дитя Божье и дитя свободы".
Таким образом
Н.А.Бердяев подает русской философско-педагогической мысли идею необходимости на основании творческой свободы союза рационального и иррационального, а, значит, союза научного познания, исследующе1.
Бердяев Н.В.
Философия свободы.
Смысл творчества.-М., 1989.С.36.
2.
Б.В.Емельянов.
Очерки русской философии начала XX века.
Екатеринбург, 1992.-С.16.
3; Бердяев Н.А.
О назначении человека.
Париж, I99I.-C.34

[стр.,33]

33 го явленный мир, с миром мистическим и религиозным познанием, прорывающимся в трансцендентное.
Иную, последовательно религиозную позицию на соотношение мира и Бога предлагает общественному сознанию
С.Н.Булгаков (во второй период его творчества).
Поскольку гносеологической проблематики у Булгакова почти нет, эта позиция утверждается как одна из онтологических проблем в рамках трансцендентального разума, постигаемого через откровение.
Основных посылок при решении вопроса о соотношении мира и Бога у него две:
I.
"Миру не принадлежит бытие оно еьлу дано".
2.
"Мир есть нуль в смысле самобытности своей перед
Но мир и Бог не лицом Божества, но этот нуль включен в Божью вечность, и Бог не может быть постигаем помимо отношения к миру".
могут быть поняты вне соотнесенности друг с другом.
Сотворенный реальный мир представляется Булгакову живым и, следовательно, обладающим "душой мира" (Софией).
Субстанционально она едина, феноменологически многолика, поскольку организует "мировую множественность": "Мировая душа, как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связанность мира, как бы она ни осуществлялась...
феноменально она многолика, пребывая субстанционально единой".
Душа мира содержит в потенции "семенные логосы" бытия.
Реализуясь, они создают
многообразие тварного мира.
Кроме того, душе мира "свойственна собственная свобода, поскольку она есть общее начало творения.
Мир себя осуществляет в эволюции жизни, повинуясь смутному инстинкту и восходя к высшим формам ее свободно, то есть не как вещь, но как живое существо".
1.
2.
3.
4.
Бог и мир связаны генетически через акт его Булгаков С.Н.
Свет Невечерний.
М., I9I7.-C.I76.
Булгаков С.Н.
Агнец Божий.
Париж, 1933.-С.143.
Свет Невечерний, с.225.
Булкагов С.Н.
Невеста Агнца.
Париж, 1933.-С.143.

[Back]