Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 62]

разие мира.
Кроме того, душе мира «свойственна собственная свобода, поскольку она есть общее начало творения.
Мир себя осуществляет в эволюции жизни, повинуясь смутному инстинкту и восходя к высшим формам ее свободно, то.
есть не как вещь, но как живое существо».

Бог и мир связаны генетически через акт его
божественного творения и фактически путем постоянного присутствия Бога во всех явлениях мира, придающего им смысл и ценность.
Именно эта богословская концепция
С.Булгакова стала одной из ведущих для философско-педагогической мысли, сориентированной на приоритет религиозного образования и воспитания, аппелирующего к абсолютным ценностям.
Нужно учесть, что анализируемая философская мысль развивалась в эпоху после отмены крепостного права время радикальных изменений во всех областях общественной жизни.
С.Булгаков указывал, что Россия конца
XIX века нуждалась в новых деятелях во всех областях жизни: «...государственной для осуществления «реформ», экономической -для im поднятия народного хозяйства, культурной для поднятия просвещения, церковной для поднятия сил учащей церкви...» (58).
Это было время исканий и соблазнов, когда пути скрещивались и расходились.
Были равно влиятельными на общественное сознание и Л.Толстой, который для своей деревенской школы переписал Четвероевангелие, и Ф.Ницше, которого понимали по-разному.
Для одних он был отрицателем, ломавшим историческую мораль, для других «учителем новой нравственности»
(В.Преображенский, С.Франк).
Ницше многим подсказал идею религиозного синтеза, религиозной культуры, на которой развернет
'Ш ся практика нового экуменического движения второй половины XX века.
Для этого времени характерны и кантианские мотивы с пафосом нравственных императивов и морального благородства.
Более всего привлекала у Канта его защита независимости нравственных суждений.
Получают
рас61 '^^
[стр. 33]

33 го явленный мир, с миром мистическим и религиозным познанием, прорывающимся в трансцендентное.
Иную, последовательно религиозную позицию на соотношение мира и Бога предлагает общественному сознанию С.Н.Булгаков (во второй период его творчества).
Поскольку гносеологической проблематики у Булгакова почти нет, эта позиция утверждается как одна из онтологических проблем в рамках трансцендентального разума, постигаемого через откровение.
Основных посылок при решении вопроса о соотношении мира и Бога у него две: I.
"Миру не принадлежит бытие оно еьлу дано".
2.
"Мир есть нуль в смысле самобытности своей перед Но мир и Бог не лицом Божества, но этот нуль включен в Божью вечность, и Бог не может быть постигаем помимо отношения к миру".
могут быть поняты вне соотнесенности друг с другом.
Сотворенный реальный мир представляется Булгакову живым и, следовательно, обладающим "душой мира" (Софией).
Субстанционально она едина, феноменологически многолика, поскольку организует "мировую множественность": "Мировая душа, как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связанность мира, как бы она ни осуществлялась...
феноменально она многолика, пребывая субстанционально единой".
Душа мира содержит в потенции "семенные логосы" бытия.
Реализуясь, они создают многообразие тварного мира.
Кроме того, душе мира "свойственна собственная свобода, поскольку она есть общее начало творения.
Мир себя осуществляет в эволюции жизни, повинуясь смутному инстинкту и восходя к высшим формам ее свободно, то есть не как вещь, но как живое существо".

1.
2.
3.
4.
Бог и мир связаны генетически через акт его
Булгаков С.Н.
Свет Невечерний.
М., I9I7.-C.I76.
Булгаков С.Н.
Агнец Божий.
Париж, 1933.-С.143.
Свет Невечерний, с.225.
Булкагов С.Н.
Невеста Агнца.
Париж, 1933.-С.143.


[стр.,34]

34 божественного творения и фактически путем постоянного присутствия Бога во всех явлениях мира, придающего им смысл и ценность.
Именно эта богословская концепция
С.Н.Булгакова стала одной из ведущих для философско-педагогической мысли, сориентированной на приоритет религиозного образования и воспитания, аппелирующего к абсолютным ценностям.
Нужно учесть, что анализируемая философская мысль развивалась в эпоху после отмены крепостного права время радикальных изменений во всех областях общественной жизни.
С.Булгаков указывал, что Россия конца
Х1Хв.
нуждалась в новых деятелях во всех областях жизни: "государственной для осуществления "реформ", экономическойдля
поднятия народного хозяйства, культурной для поднятия просвещения, церковной для поднятия сил учащей церкви...".
Это было время исканий и соблазнов, когда пути скрещивались и расходились, были равно влиятельными на общественное сознание и Л.Толстой, который для своей деревенской школы переписал Четвероевангелие, и Ф.Ницше, которого понимали по-разному.
Для одних он был отрицателем, ломавшим историческую мораль, для других "учителем новой нравственности"
(В.П.Преображенский, С.Л.Франк).
Ницше многим подсказал идею религиозного синтеза, религиозной культуры, на которой развернется
практика нового экуменического движения второй половины ХХв.
Для этого времени характерны и кантианские мотивы с пафосом нравственных императивов и морального благородства.
Более всего привлекала у Канта его защита независимости нравственных суждений.
Получают
распространение идеи "этического критицизма" Виндельбанда и Риккерта с обоснованием этического идеализма.
В это время новый взлет получил и естественнонаучный материализм, причем часть ренессансных мыслителей полагала, что развитие I.
Героизм и подвижничество.-"Вехи".
Изд-е 4-е.
М., 1909.-С.59.

[Back]