Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 73]

всюду установлены были впечатления прерванные, взаимно дисгармонирующие и оголенные как в форме своей, так и в способе передачи до потери всего индивидуального.
Урок, смешанная из разнородного материала программа, оголенный учебник это стало неотделимо от самой идеи образования.
Тогда,
как и современному человеку, необходимо созерцание, ф медленное впитывание в себя всего, чем жила история и что было свято в течение тысячелетий для людей.
Без этого образовались те уплотненные, тяжелые души, которые всегда тяготеют только к низинам; и мыслью, и воображением, и чувством падая на дно, туда же влекут за собою все, за что ни берутся, к чему ни прикасаются.»
(324, с.87).
Забота В.Розанова о содержании образования нашла отражение также в многочисленных статьях, которые объединены этой темой и были напечатаны между
1883-1898 гг.
в таких изданиях, как «Русский вестник», «Русское обозрение», «Новое время», «Русское слово» и др.
Педагогическая мудрость выразилась в розановских эссе, мыслях «по поводу», в двух «коробах» «Опавших листьев» и др.
Это был своеобразный стиль, далекий от скучной псевдонаукообразности.

Размышляя о состоянии общего образования в России, о проблемах формирования и воспитания подрастающих поколений, отвечая на важнейший практический вопрос, что есть педагогика «ремесло ли, искусство ли?», он четко сформулировал принципиальные дидактические требования к искусству воспитания личности, которые и сегодня для философии педагогики являются актуальными.
На большинстве из них мы уже останавливались; родство эпох сближает нас проблемами и способами их разрешения.
щ В.Щербаков, исследуя творчество Розанова, заметил: «Мы пытаемся осознать глубинную природу этого духовного воздействия, исходя из понимания мировоззренческих целей самого мыслителя и писателя.
И только в этом могут открыться вполне реальные и столь необходимые ныне (в
72
[стр. 139]

139 семьи и церкви бесчеловечному государству.
Следствие этого "сумерки", наступившие в области просвещения, упадок религиозных и нравственных чувств, увлечение "модными" революционными и др.
идеями.
И Розанов выдвигает свои собственные принципы образования.
Формирование личности, полагал мыслитель, должно определяться существующим типом жизни ("принцип единства типа"), не допускающим никакого движения, прогресса, смешения традиционных правил и порядков с новыми: " алгебра и классическая древность" не могут "удобно совмещаться" в душе ребенка с христианством и катехизисом; истинной школой является семья ("принцип индивидуальности").
В конечном же счете "только в той полноте сознания о себе, какое получает человек в религии, он переходящего мыслью своею сливается с природою своею во всей ее глубине и цельности, становится в уровень себе, а не в уровень с окружающим.
И тогда только становится истинно просвещен".
В.Розанов утверждает, что без."знания истинных законов образования человеческой души, руководствуясь только заботой о легкости созидания самих образовательных форм, они всюду были установлены в таком виде, в каком не могут выработать никакого сколькочнибудь желательного содержания.
Не были приняты во внимание те пластические условия, при которых только и образуется, и воспитывается душа; вместо того, чтобы класть на нее впечатления длинные, взаимно скрепляющие друг друга и ими индивидуально действовать на индивидуальные же ее особенности, всюду установлены были впечатления прерванные, взаимно дисгармонирующие и оголенные как в форме своей, так и в способе передачи до потери всего индивидуального.
Урок, смешанная из разнородного материала программа, оголенный учебник это стало неотделимо от самой идеи образования.
Тогда
I.
Розанов В.
Сумерки просвещения.-Спб, 1899.-С.ИЗ.


[стр.,140]

140 как и современному человеку необходимо созерцание, медленное впитывание в себя всего, чем жила история и что было свято в течение тысячелетий для людей.
Без этого образовались те уплотненные, тяжелые души, которые всегда тяготеют только к низинам; и мыслью, и воображением, и чувством падая на дно, туда же влекут за собою все, за что ни берутся, к чему ни прикасаются.

Забота В.Розанова о содержании образования нашла отражение также в многочисленных статьях, которые" объединены этой темой и были напечатаны между
I883-I898гг.
в таких изданиях, как "Русский вестник", "Русское обозрение", "Новое время", "Русское слово" и др.
Педагогическая мудрость выразилась в розановских эссе, мыслях "по поводу" в двух "коробах" "Опавших листьев" и др.
Это был своеобразный стиль, далекий от скучной псевдонаукообразности,
характерной для нас теперь.
Размышляя о состоянии общего образования в России, о проблемах формирования и воспитания подрастающих поколений, отвечая на важнейший практический вопрос, что есть педагогика "ремесло ли, искусство ли?", он четко сформулировал принципиальные дидактические требования к искусству воспитания личности, которые и сегодня для философии педагогики являются актуальными, На большинстве из них мы уже останавливались; родство эпох сближает нас проблемами и способами их разрешения.

В.Щербаков, исследуя творчество В.В.Розанова, заметил: "Мы пытаемся осознать глубинную природу этого духовного воздействия, исходя из понимания мировоззренческих целей самого мыслителя и писателя.
И только в этом могут открыться вполне реальные и столь необходимые ныне (в
утилитарном смысле) императивы учительно-просветительного характера Розанова".
Историк А.Л.Чернявский, иссле1.
Розанов В.
Сумерки просвещения.-С,87.
2.
Щербаков В.
Второе пришествие В.В.Розанова.
Вступит, статья к сб.
Розанова В.В.
Сумерки просвещения.-М., 19У0.-С.598.

[Back]