всюду установлены были впечатления прерванные, взаимно дисгармонирующие и оголенные как в форме своей, так и в способе передачи до потери всего индивидуального. Урок, смешанная из разнородного материала программа, оголенный учебник это стало неотделимо от самой идеи образования. Тогда, как и современному человеку, необходимо созерцание, ф медленное впитывание в себя всего, чем жила история и что было свято в течение тысячелетий для людей. Без этого образовались те уплотненные, тяжелые души, которые всегда тяготеют только к низинам; и мыслью, и воображением, и чувством падая на дно, туда же влекут за собою все, за что ни берутся, к чему ни прикасаются.» (324, с.87). Забота В.Розанова о содержании образования нашла отражение также в многочисленных статьях, которые объединены этой темой и были напечатаны между 1883-1898 гг. в таких изданиях, как «Русский вестник», «Русское обозрение», «Новое время», «Русское слово» и др. Педагогическая мудрость выразилась в розановских эссе, мыслях «по поводу», в двух «коробах» «Опавших листьев» и др. Это был своеобразный стиль, далекий от скучной псевдонаукообразности. Размышляя о состоянии общего образования в России, о проблемах формирования и воспитания подрастающих поколений, отвечая на важнейший практический вопрос, что есть педагогика «ремесло ли, искусство ли?», он четко сформулировал принципиальные дидактические требования к искусству воспитания личности, которые и сегодня для философии педагогики являются актуальными. На большинстве из них мы уже останавливались; родство эпох сближает нас проблемами и способами их разрешения. щ В.Щербаков, исследуя творчество Розанова, заметил: «Мы пытаемся осознать глубинную природу этого духовного воздействия, исходя из понимания мировоззренческих целей самого мыслителя и писателя. И только в этом могут открыться вполне реальные и столь необходимые ныне (в 72 |
139 семьи и церкви бесчеловечному государству. Следствие этого "сумерки", наступившие в области просвещения, упадок религиозных и нравственных чувств, увлечение "модными" революционными и др. идеями. И Розанов выдвигает свои собственные принципы образования. Формирование личности, полагал мыслитель, должно определяться существующим типом жизни ("принцип единства типа"), не допускающим никакого движения, прогресса, смешения традиционных правил и порядков с новыми: " алгебра и классическая древность" не могут "удобно совмещаться" в душе ребенка с христианством и катехизисом; истинной школой является семья ("принцип индивидуальности"). В конечном же счете "только в той полноте сознания о себе, какое получает человек в религии, он переходящего мыслью своею сливается с природою своею во всей ее глубине и цельности, становится в уровень себе, а не в уровень с окружающим. И тогда только становится истинно просвещен". В.Розанов утверждает, что без."знания истинных законов образования человеческой души, руководствуясь только заботой о легкости созидания самих образовательных форм, они всюду были установлены в таком виде, в каком не могут выработать никакого сколькочнибудь желательного содержания. Не были приняты во внимание те пластические условия, при которых только и образуется, и воспитывается душа; вместо того, чтобы класть на нее впечатления длинные, взаимно скрепляющие друг друга и ими индивидуально действовать на индивидуальные же ее особенности, всюду установлены были впечатления прерванные, взаимно дисгармонирующие и оголенные как в форме своей, так и в способе передачи до потери всего индивидуального. Урок, смешанная из разнородного материала программа, оголенный учебник это стало неотделимо от самой идеи образования. Тогда I. Розанов В. Сумерки просвещения.-Спб, 1899.-С.ИЗ. 140 как и современному человеку необходимо созерцание, медленное впитывание в себя всего, чем жила история и что было свято в течение тысячелетий для людей. Без этого образовались те уплотненные, тяжелые души, которые всегда тяготеют только к низинам; и мыслью, и воображением, и чувством падая на дно, туда же влекут за собою все, за что ни берутся, к чему ни прикасаются. Забота В.Розанова о содержании образования нашла отражение также в многочисленных статьях, которые" объединены этой темой и были напечатаны между I883-I898гг. в таких изданиях, как "Русский вестник", "Русское обозрение", "Новое время", "Русское слово" и др. Педагогическая мудрость выразилась в розановских эссе, мыслях "по поводу" в двух "коробах" "Опавших листьев" и др. Это был своеобразный стиль, далекий от скучной псевдонаукообразности, характерной для нас теперь. Размышляя о состоянии общего образования в России, о проблемах формирования и воспитания подрастающих поколений, отвечая на важнейший практический вопрос, что есть педагогика "ремесло ли, искусство ли?", он четко сформулировал принципиальные дидактические требования к искусству воспитания личности, которые и сегодня для философии педагогики являются актуальными, На большинстве из них мы уже останавливались; родство эпох сближает нас проблемами и способами их разрешения. В.Щербаков, исследуя творчество В.В.Розанова, заметил: "Мы пытаемся осознать глубинную природу этого духовного воздействия, исходя из понимания мировоззренческих целей самого мыслителя и писателя. И только в этом могут открыться вполне реальные и столь необходимые ныне (в утилитарном смысле) императивы учительно-просветительного характера Розанова". Историк А.Л.Чернявский, иссле1. Розанов В. Сумерки просвещения.-С,87. 2. Щербаков В. Второе пришествие В.В.Розанова. Вступит, статья к сб. Розанова В.В. Сумерки просвещения.-М., 19У0.-С.598. |