венно слит с церковью я никогда не был, говорит мыслитель, я всегда был зрителем в ней, стоятелем, хотящим помолиться, но и не уже моля•' щимся; оценщиком; во мне было много любования (в зрелые годы) на церковь. В этом же коробе «Опавших листьев»: «Церковь есть не только корень русской культуры, но вершина культуры». И еще: «Конечно, я умру м, все-таки с Церковью» (324, с.494-410). Таким образом, как большой мыслитель, как человек идущий, В.Розанов в своих мировоззренческих установках переживал процессы изменения и развития, но при всем этом в своих философско-педагогических устремлениях он всегда был верен идее необходимости воспитания личности. И одним из средств такого воспитания была идея сближения светского и религиозного элементов в области образования. Современной философско-педагогической мысли следует обратить внимание на то, что в вопросе организации воспитания В.Розанов в первую очередь указывает, что главной ошибкой и русской, и западноевропейской школы является недостаток, или вовсе отсутствие «художественного воззрения» на предмет воспитания. Суть же этого воззрения заключается в том, что оно охватывает человека в целом, а не как систему определенных составляющих: «мы не можем представить себе художника, который делал бы одни руки, следил бы за выгибом только спины; цельная статуя вот что влечет его; цельный человек вот что влечет воспитателя-художника, в отличие от воспитателя-ремесленника или от воспитателя-ученого, которые вечно трудятся над выработкою «ног» или «рук», без мысли о том, к чему они будут прикреплены». Целостное отношение помогает становлению красоты и гармонии в человеке. Источником «художественного воззрения» на человека, по Розанову, является любовь: только любящий человек способен воспринимать ^' другого целиком, вне зависимости от его навыков, способностей, умений. 74 |
142 общего образования. И средство осуществления этой идеи они видели в едином в сближении в учебном процессе светского и религиозного начал. Хотя Розанов в этом вопросе был не последователен. Рассматривая в первом разделе "Сумерек просвещения" принципы воспитания В.В.Розанова, мы отмечали его убежденность и рекомендации относительно детей младшего школьного возраста, которые как можно дольше должны находиться при церкви. Здесь мыслитель выразил общероссийскую ситуацию, подчеркнув, что Лй)ди тянулись к Священному Писанию, и в большинстве своем в школьных учреждениях уклонялись от его постижения. О себе Розанов судит также довольно противорет^во, но в этих суждениях просматривается тенденция движения от стороннего наблюдателя церковной жизни к поборнику и ценителю ее. "Собственно непосредственно слит с церковью я никогда не был, говорит мыслитель, я всегда был зрителем в ней, стоятелем, хотящим помолиться, но и не уже молящимся; оценщиком; во мне было много любования (в зрелые годы) на церковь'. В этом же коробе "Опавших листьев": "Церковь есть не только корень русской культуры... но она есть и вершина культуры". И еще: "Конечно, я умру все-^аки с Церковью". Таким образом, как большой мыслитель, как человек вдущий, В.В.Розанов в своих мировоззренческих установках переживал процессы изменения и развития, но при всем этом в своих философскопедагогических устремлениях он всегда был верен идее необходимости воспитания личности. И одним из средств такого воспитания была идея сближения светского и религиозного элементов в области обра1. Розанов В.В. Опавшие листья.-С.494. 2. Там же.-С.503. 3. Там же.-С.410 225 является материальной культурой, но входящее в определение "культура" автоматически становится духовным. Именно такое отношение к этому понятию и заставляет обратиться опять-таки к мыслителям конца Х1Х-начала XX века, в данном случае к В.В.Розанову, для которого понятие духовной культуры было одним из основополагающих в историческом развитии. Особый акцент философ делал на взаимодействие и взаимосвязь воспитания и духовной культуры. Кроме работы "Сумерки просвещения", эти проблемы ставятся им в труде "Афоризмы и наблюдения". Современной философско-педагогической мысли следует обратить внимание на то, что в вопросе организации воспитания Розанов в первую очередь указывает на то, что главной ошибкой и русской, и западноевропейской школы является недостаток, или вовсе отсутствие "художественного воззрения" на предмет воспитания. Суть же этого воззрения заключается в том, что оно охватывает человека в целом, а не как систему определенных составляющих: "мы не можем представить себе художника, который делал бы одни руки, следил бы за выгибом только спины; цельная статуя вот что влечет его; цельный человек вот что влечет воспитателя-художника, в отличие от воспитателя-ремесленника или от воспитателя-ученого, которые вечно трудятся над выработкою "ног" или "рук", без мысли о том, к чему они будут прикреплены". Целостное отношение позволяет становлению красоты и гармонии в человеке. Источником "художественного воззрения" на человека, по Розанову, является любовь: только любящий человек способен воспринимать другого целиком, вне зависимости от его навыков, способностей, умений. Наиболее I. Розанов В.В. Афоризмы и наблюдения //Русское обозрение, 1894. Т.29.-С.682-745. 2. Там же, м.726. |