Наиболее ярким подтверждением тому может быть взгляд матери на своего ребенка. Здесь отсутствует даже попытка какой-либо оценки: отношеф ние чисто субъективное, которое характерно для семьи и для церкви. Совершенно иное отношение проявляет к человеку государство: объективную оценку с учетом тех или иных его функциональных возможностей. То же самое положение воспроизводится и в школе, где чаще всего можно встретить воспитателя-ремесленника, реже воспитателя-ученого, и уж совсем редко воспитателя-художника (так как он не «вписывается» в систему образования). Таким образом, основой воспитания должна стать любовь к ребенку (одна из категорий духовности, пожалуй, главная). Затем Розанов выделяет три возрастных этапа воспитательного процесса. Детству соответствует ;. период элементарного научения, результатом которого является выработка «здоровых и честных навыков». В отрочестве, при получении среднего образования, «должен быть пробужден ум, возбуждено сердце». «Высшей школе должно принадлежать удовлетворение их, не в меру сытости, для , этого и жизни недостаточно, но в смысле образования вкуса к тому, чем , истинно человек может быть насыщен». Объективность отношения государства и школы к человеку имеет своим следствием то, что учение происходит без любви к самой науке, процесс воспитания подменяется сугубо процессом образования. Этот вывод можно проиллюстрировать таким примером: каким содержанием наполняется понятие «воспитанный» в различных системах? Для семьи и церкви это любящий, преданный, религиозный человек; для свободного мыслителя крепкий в суждении, сильный в испытании; для государства (и школы) усвоивший переданные ему книжные мудрости, знающий. Здесь происходит подмена реальных ощущений, идеями должными, за•' помненными, а не испытываемыми. Подобное положение вещей В.Розанов 75 |
226 ярким подтверждением тому может быть взгляд матери на своего ребенка. Здесь отсутствует даже попытка какой-либо оценки: отношение чисто субъективное, которое характерно для семьи и для церкви. Совершенно иное отношение проявляет к человеку государство: объективную оценку с учетом тех или иных его функциональных возможностей. То же самое положение воспроизводится и в школе, где чаще всего можно встретить воспитателя-ремесленника, реже воспитателя-ученого, и уж совсем'редко зоспитателя-художника (так как он не "вписывается" в систему образования). Таким образом, основой воспитания должна стать любовь к ребенку (одна из категорий духовности), пожалуй главная. Затем Розанов выделяет три возрастных этапа воспитательного процесса. Детству соответствует период элементарного научения, результатом которого является выработка "здоровых и честных навыков". В от рочестве, при получении среднего образования, "должен быть пробужден ум, возбуждено сердце". "Высшей школе должно принадлежать удовлетворение их, не в меру сытости, для этого и жизни недостаточно, но в смысле образования вкуса к тому, чем истинно человек может быть насыщен". Объективность отношения государства и школы к человеку имеет своим следствием то, что учение происходит без любви к самой науке, процесс воспитания подменяется сугубо процессом образования. Этот вывод можно проиллюстрировать таким примером: каким содержанием наполняется понятие "воспитанный" в различных системах? Для семьи и церкви это любящий, преданный, религиозный человек; для свободного мыслителя крепкий в суждении, сильный в испытании; для государства (и школы) усвоивший переданные ему книжные мудрости, знающий. Здесь происходит подмена реальных ощущений и идей I. Розанов В.В. Афоризмы и наблюдения.-С.728. |