Еще в большей мере на историю полагается П.Каптерев. Он проанализировал общий ход развития русской педагогики и определил ее главные периоды. Деление на периоды связывалось с отношением Церкви и государства к системе общего образования. Мыслитель установил, что история русского педагогического самосознания представляет три периода: церковный, государственный и общественный. П.Каптерев дает философскопедагогическую характеристику каждому периоду. Первый период церковной «педагогии» обнимает время до Петра I и характеризуется преобладающим положением церкви и ее мировоззрения в жизни русского народа и в его просвещении. Образование того периода заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и Священного Писания; учителями были и духовные лица, и светские, готовившиеся к занятию духовных должностей. Учились для спасения души, чтобы лучше уразуметь церковные службы, понимать слово Божие и через это стать чище, совершеннее и тем приблизиться к Богу. Когда в конце этого периода возникли организованные общественные и государственные школы, тогда они, при более широком образовании, сообщаемом ими учащимся, сполна удержали свой религиозный характер. Создание просвещенного церковника было высшей их целью. «Церковное образование было единственным типом образования в этот период, оно было одно для всех, для бедных и богатых, для знатных и для простых, для мальчиков и для девочек. Можно было кое-что прибавлять к этому типу образования, но миновать его было невозможно» (193, с.69-70). Дополнявшее скудное обучение мастерами грамоты внешнее чтение было такого же благочестивого и душеспасительного содержания и характера, как и самое школьное обучение. П.Каптерев утверждал, что первоначальное образование на Руси неминуемо должно быть связано с христианским учением, поскольку Русь приняла его в качестве государственной религии. Просветитель видит одно 78 |
151 В статье "Церковь и школа" Рачинский, отметив безотрадность внешнего вида деревень без храмов, рисует красу русских сел с "белой церковью, возвышающей свои купола золотые над темной линией лесного горизонта. Но еще более усиливает эту картину сельского быта школа, несущая в себе красоту внутреннюю". Но, считает автор статьи, еще мало таких сел и почти нет перспективы их увеличения, потому что мало строится храмов и хороших школ, разоряются богатые родовые гнезда. Рачинский предупреждал, что начавшийся процесс небрежного отношения к природе, вырубке лесов, заброшенность дорог приведут к нравственной деградации общества, обнищанию сельского быта. Ныне мы, к сожалению, имеем возможность убедиться в том, насколько прав был русский просветитель. Общественное движение по экологии и возрождение храмов делают эту работу весьма своевременной. Как видим, педагог, определяя новации для общеобразовательной школы, опирается, как и В.В.Розанов, на отечественную традицию. Еще в большей мере на историю полагается П.Ф.Каптерев. Он проанализировал общий ход развития русской педагогики и определил ее главные периоды. Деление на периоды связывалось с отношением Церкви и государства к системе общего образования. Мыслитель установил, что история русского педагогического самосознания представляет три периода: церковный, государственный и общественный. Каптерев дает философско-педагогическую характеристику каждому периоду. I. Церковная "педагогия" обнимает время до Петра I и характеризуется преобладающим положением церкви и ее мировоззрения в жизни русского народа и в его просвещении. Образование того периода заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и Священного I. Рачинский С.А. Церковь и школа //Русское обозрение.-1898.-№ 2. 152 Писания; учителями были и духовные лица, и светские, готовившиеся к занятию духовных должностей. Учились для спасения души, чтобы лучше уразуметь церковные службы, понимать слово Божие и через это стать чище, совершеннее и тем приблизиться к Богу. Когда в конце этого периода возникли организованные общественные и государственные школы, тогда они, при более широком образовании, сообщаемом ими учащимся, сполна удержали свой религиозный характер. Создание просвещенного церковника было'высшей их целью. Церковное образование было единственным типом образования в этот период, "оно было одно для всех, для бедных и богатых, для знатных и для простых, для мальчиков и для девочек. Можно было кое-что прибавлять к этому типу образования, но миновать его было невозможно". Дополнявшее скудное обучение мастерами грамоты внешнее чтение было такого же благочестивого и душеспасительного содержания и характера, как и самое школьное обучение. П.Ф.Каптерев утверждал, что первоначальное образование на Руси неминуемо должно быть связано с христианским учением, поскольку Русь приняла его в качестве государственной религии. А божественный основатель христианства любил людей, любил детей. "Не мешайте детям приходить ко мне", говорил Он своим ученикам. "Будьте как дети", поучал Он взрослых. Милые, привлекательные черты детства Он хотел сохранить и за взрослым возрастом. Иисус, ласкающий детей и благословляющий их, один из трогательнейших эпизодов в истории человечества. Для улучшения положения детей, лучшего их воспитания христианство прилагало много усилий, Просветитель видит одно из достижений христианства в том, что оно лишено национального характера, что это общечеловеческая религия. Дохристианские религии были преимущественно национальные, I. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды //Педагогика.-1992.-№ 3.-С.69-70. |