Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 80]

из достижений христианства в том, что оно лишено национального характера, что это общечеловеческая религия.
Дохристианские религии были преимущественно национальные,
боги идеалами людей данного народа.
Они покровительствовали известному народу и, вместе с тем, ненавидели его врагов.
Боги были этническими.
Религии, как и многое другое, разделяли, а не соединяли народы, сеяли между ними рознь и вражду, обособляли их.

П.Каптерев, в унисон В.Розанову, подчеркивает, что именно христианство явилось объединяющей международной религией, проповедовавшей всеобщее братство людей, единство и родственность всего рода человеческого.
Все народы братья между
собою, все люди дети одного царя небесного, перед Богом все равны: образованный и необразованный, эллин и варвар.
П.Каптерев подчеркивал, что эта новая религиозная основа «была не только высоко идеалистическая, но и мистическая, находившаяся в полном разладе с господствующими воззрениями» (192, с.5-6).
Человеческое существо, несмотря на его полное ничтожество перед Богом, объявлялось христианством богоподобным, в каждом человеке признавалась искра божества.
Бог сотворил человека по своему образу и подобию: таким образом, личность человеческая возвышалась, а все люди уравнивались.
Правда, Иисус заповедовал воздавать кесарево кесарю, а его апостол Павел говорил рабам, что они должны повиноваться своим господам, и не только за страх, но и за совесть; но основатель христианства, не нарушая устоявшихся общественных отношений, говорил в то же время, что нужно, воздавая кесарево кесарю, воздавать и Божие Богу.
А если рассуждать побожески, то все люди мужчины, женщины и дети, евреи и римляне, греки и варвары суть существа богоподобные и по своей природе равны.
Христианство, не объединяло себя ни с каким определенным государственным устройством, ни с какими местными или народными общественными
от79
[стр. 152]

152 Писания; учителями были и духовные лица, и светские, готовившиеся к занятию духовных должностей.
Учились для спасения души, чтобы лучше уразуметь церковные службы, понимать слово Божие и через это стать чище, совершеннее и тем приблизиться к Богу.
Когда в конце этого периода возникли организованные общественные и государственные школы, тогда они, при более широком образовании, сообщаемом ими учащимся, сполна удержали свой религиозный характер.
Создание просвещенного церковника было'высшей их целью.
Церковное образование было единственным типом образования в этот период, "оно было одно для всех, для бедных и богатых, для знатных и для простых, для мальчиков и для девочек.
Можно было кое-что прибавлять к этому типу образования, но миновать его было невозможно".
Дополнявшее скудное обучение мастерами грамоты внешнее чтение было такого же благочестивого и душеспасительного содержания и характера, как и самое школьное обучение.
П.Ф.Каптерев утверждал, что первоначальное образование на Руси неминуемо должно быть связано с христианским учением, поскольку Русь приняла его в качестве государственной религии.
А божественный основатель христианства любил людей, любил детей.
"Не мешайте детям приходить ко мне", говорил Он своим ученикам.
"Будьте как дети", поучал Он взрослых.
Милые, привлекательные черты детства Он хотел сохранить и за взрослым возрастом.
Иисус, ласкающий детей и благословляющий их, один из трогательнейших эпизодов в истории человечества.
Для улучшения положения детей, лучшего их воспитания христианство прилагало много усилий, Просветитель видит одно из достижений христианства в том, что оно лишено национального характера, что это общечеловеческая религия.
Дохристианские религии были преимущественно национальные,
I.
Каптерев П.Ф.
Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды //Педагогика.-1992.-№ 3.-С.69-70.


[стр.,153]

153 боги идеалами людей данного народа.
Они покровительствовали известному народу и, вместе с тем, ненавидели его врагов.
Боги были этническими.
Религии, как и многое другое, разделяли, а не соединяли народы, сеяли между ними рознь и вражду, обособляли их.

Каптерев, в унисон Розанову, подчеркивает, что именно христианство явилось объединяющей международной религией, проповедовавшей всеобщее братство людей, единство и родственность всего рода человеческого.
Все народы братья между
соббю, все люди дети одного царя небесного, перед Богом все равны: образованный и необразованный, эллин и варвар.
П.Ф.Каптерев подчеркивал, что эта новая релип^озная основа "была не только высоко идеалистическая, но и мистическая, находившаяся в полном разладе с господствующими воззрениями".-^ Человеческое существо, несмотря на его полное ничтожество перед Богом, объявлялось христианством богоподобным, в каждом человеке признавалась искра божества.
Бог сотворил человека по своему образу и подобию: таким образом личность человеческая возвышалась, а все люди уравнивались.
Правда, Иисус заповедовал воздавать кесаревокесарю, а его апостол Павел говорил рабам, что они должны повиноваться своим господам, и не только за страх, но и за совесть; но основатель христианства, не нарушая устоявшихся общественных отношений, говорил в то же время, что нужно, воздавая кесарево-кесарю, воздавать и Божие-Богу.
А если рассуждать по-божески, то все людимужчины, женщины и дети, евреи и римляне, греки и варвары суть существа богоподобные и по своей природе равны.
Христианство не объединяло себя ни с каким определенным государственным устройством, ни с какими местными или народными общественными
отношениями I.
Каптерев П.Ф.
Значение христианства в постановке первоначального воспитания и христианской теории //Энциклопедия семейного воспитания и обучения.-Вып.
ХХП.-М.-Спб., 1900.-С.5-6.

[Back]