Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 83]

воспитательной практикой была целая пропасть.
Тем не менее, мыслитель убежден, что настоящие христианские идеи о первоначальном воспитании детей крайне медленно и с великим трудом изменили существовавшую практику, заменяя старый порядок новым.
Второй период русской педагогики продолжался до воцарения императора Александра
Второго, то есть до эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости и обстоятельств, непосредственно предшествовавших этому великому событию.
Характер его преобладающая государственность, светскость всего народного образования.
В этот период заведование делом народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь не только на второй, но даже на третий план.
Государство признало, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практично, профессионально, а для этого
сословно.
Путем школьного образования не следовало выводить учащихся из: тех сословий, к которым они принадлежат по рождению, ибо это могло бы вести к потрясению основ государства.
Не следует оставлять народонаселение и без образования, что также вредит государственным интересам.
Это противоречие разрешалось компромиссом давать образование в меру, причем каждому сословию назначить определенный тип образования, определенную школу, каждого с детства готовить к ожидающей его в будущем
деятельности.
Государственность, профессиональность и сословность это троица единосущная и нераздельная во второй период русской
'Ш педагогики.
Об этом говорит П.Каптерев, исследовавший данный вопрос.
Мыслитель отмечает также, что об общем образовании граждан, о воспитании человека в то время не заботились.
Попытки к этому были, но слабые, пущены были в ход слова, но без соответствующих понятий и дел.
ф' Государству нужны были профессионалы, а не люди вообще.
Держа
креп82
[стр. 156]

156 Вот главнейшие идеи, принесенные христианством и имевшие близкое отношение к первоначальному воспитанию детей.
Между ними и существовавшей воспитательной практикой была целая пропасть.
Тем не менее, мыслитель убежден, что настоящие христианские идеи о первоначальном воспитании детей крайне медленно и с великим трудом изменили существовавшую практику, заменяя старый порядок новым.
Второй период русской педагогики Продолжался до воцарения императора Александра
П, то есть до эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости и обстоятельств, непосредственно предшествовавших этому великому событию.
Характер его преобладающая государственность, светскость всего народного образования.
В этот период заведование делом народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь не только на второй, но даже на третий план.
Государство признало, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практично, профессионально, а для этого
сословие.
Путем школьного образования не следовало выводить учащихся из тех сословий, к которым они принадлежат по рождению, ибо это могло бы вести к потрясению основ государства.
Не следует оставлять народонаселение и без образования, что также вредит государственным интересам.
Это противоречие разрешалось компромиссом давать образование в меру, причем каждому сословию назначить определенный тип образования, определенную школу, каждого с детства готовить к ожидающей его в будущем
деягтельности.
Государственность, профессиональность и сословность это троица единосущная и нераздельная во второй период русской
педагогики.
Об этом говорит Каптерев, исследовав данный вопрос.
Шслитель отмечает также, что об общем

[стр.,157]

157 образовании граждан, о воспитании человека в то время не заботились.
Попытки к этому были, но слабые, пущены были в ход слова, но без соответствующих понятий и дел.

Государству нужны были профессионалы, а не люди вообще.
Держа
крепко образование в своих руках, государство неблагосклонно смотрело на частную инициативу в деле образования: оно боролось против старой свободной дьячковской школы, боролось с частными пансионами и школами, стремилось подхшнить своему надзору и контро'лю семейное воспитание.
Крайне нуждаясь в образованных деятелях, оно сначала покровительствовало образованию, стараясь вызвать к нему симпатию в обществе, создавало разнообразные школы, писало для них устабы, но, когда увидело, что образование как-то невольно тяготеет к свободе и сопрягается с бессословностью, то есть грозит всему существующему политическому и социальному укладу жизни, оно начало опасаться образования, начало его сдерживать, "стараясь отпускать его аптекарскими дозами".^ Каптерев ищет подтверждение своим выводам в "Письмах о воспитании наследника русского престола" Ушинского, который, рассуждая о причинах отсутствия в русском образованном обществе времени императора Николая I общественных убеждений, находит их две: I.
отсутствие прочных, постоянных и ясно высказанных политических убеждений в самом правительстве не только в различные царствования, но даже в одно и то же время; 2.
характер воспитания русского юношества, воспитания, ограничивавшегося заботой об увеличении знаний и совсем оставлявшего в стороне развитие убеждений.
Вследствие этого не только философия была изгнана из университетов, но даже невинная логика из гимназий; ревностные исполнители воли I.
Каптерев П.Ф.
Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.-С.70.

[Back]