Проверяемый текст
Ан Светлана Андреевна. Философские основания русской педагогической мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. (Диссертация 1994)
[стр. 91]

движения во тьме, неспособной ни к каким различиям.
Первый насильник, образовавший власть в хаосе, установивший цели, был благодетель
Челоi^' вечества, и на нем почило Божие помазание».
И обш;ий вывод: «наибольшая же свобода дается тогда, когда человек чувствует и сознает себя имманентным, а не трансцендентным государству, как и все сверхличные ре # альности и единства».
Можно ли ставить задачи воспитания благородного человека при таком настрое? Бесспорно.
А можно ли спутать его с проявлениями
совершенно иных менталистов? Возможно.
Рассуждая уже на уровне интерпретации, разве нельзя это же выразить так: человек призван реализовать негэнтропийную тенденцию в мире и потому служит прогрессу (сциентистская интерпретация), и что такое отдельные жертвы «мирного атома» по сравнению с шествием научно-технического прогресса; человек призван реализовать объективные тенденции естественно исторического процесса развития
обп];ества, развития, которое идет через жесткую классовую борьбу, и подлинная свобода в осознанном служении этой необходимости (абстрактно-социологическая интерпретация).
В обоих случаях потребуются харизматические личности, «светочи»,
вожди, которые и будут определять не для своего блага, разумеется, только во имя высших целей кто и что может быть определен на роль жертвы.
И почему бы при желании в этих уродливых для эстетического чувства мыслителя, стремящегося примирить экзистенцию и
трансценденцию, формах не увидеть все же «иррациональный остаток» Божественного? А если добавить к этому терпение и соборность русского народа, то почему бы, не представить происходящее в 1920годы как великую искупительную жертву, как русификацию и ориентацию марксизма, придающую социальному движению мессианский характер? 90
[стр. 167]

167 содержит в себе такую трагическую антиномию, но надо ли это оправдывать? "Философские неравенства" Бердяев также начинает с критики абсолютизации личностного начала.
Логика его рассуждений такова: "Личности нет, если нет ничего выше ее".
Торжество точки зрения личного блага привело бы к падению личности: к возвращению личности ведет точка зрения "сверхличной ценности".
Сверхличная ценность это божественное, а оно "требует жертв и страданий, ибо всякий космический мир дифференцирован, основан на неравенствах и дистанциях".
Религиозная основа, упорядочивающая общественную жизнь, является мистической сутью, "иррациональным остатком государства, не сводимым к организации общественных интересов.
Власть государственная родилась "в насилиях", но насилья эти были "благостны", и они поставили цели мирового движения во тьме, неспособной ни к каким различиям.
Первый насильник, образовавший власть в хаосе, установивший цели, был благодетель
Человечества, и на нем почило Божие помазание".
И общий вывод: "наибольшая же свобода дается тогда, когда человек чувствует и сознает себя имманентным, а не трансцендентным государству, как и все сверхличные реальности и единства".
В анализе подобных текстов необходимо различать два слоя: мотивационный (что хотел сказать автор в контексте его ценностных ориентации) и прагматический (как это реально интерпретируется в определенном социуме).
Попробуем понять оба слоя в их взаимной дополнительности.
Мыслитель исходит из благих намерений противопоставить гедонистско-утилитаристскому отношению к жизни более высокое и неизбежно трагическое ее понимание (а ведь до сих пор в массовом сознании превалирует требование удовлетворения постоянно I.
Бердяев Н.А.
Философия свободы.-С.ИЗ.


[стр.,168]

168 растущих потребностей последняя оставшаяся "святыня" ~ достижения счастливого результата в любом случае).
Без ограничения экзистенции трансценденцией (а тем более без ограничения позитивистского, вульгарно-материалистического эквивалента экзистенции, т.е.
личного блага мы никуда от штирнеровского "Единственного" не уйдем.
Неудовлетворительность чисто внешнего регулирования по типу "разумного эгоизма" для философов уровня Бердяева была очевидной; а для современников, к сожалению, очевидно обратное.
Но от трансцендентного, признав его высшим, нельзя требовать гарантий.
Приходится стоически принять его в тех реальных формах сверхличного, в которых оно проявляется.
Но что именно проявляется: добро или зло? Здесь мы выходим на проблемы теодицеи, а экзистенциалистский настрой, то входящий у мыслителя в гармонию с трансценденталистским, то снова проявляющий себя как самостоятельная сила, выводит на сцену личность "божественного насильника" (сверхчеловека?), который через жертвы и страдания (в том числе свои собственные) реализует волю Провидения, будучи свободно открытым ей и собственному творчеству.
Можно ли ставить задачи воспитания благородного человека при таком настрое? Бесспорно.
А можно ли спутать его с проявлениями
совехяпенно иных менталистов? Возможно.
Рассуждая уже на уровне интерпретации, разве нельзя это же выразить так: человек призван реализовать негэнтропийную тенденцию в мире и потому служит прогрессу (сциентистская интерпретация), и что такое отдельные жертвы "мирного атома" по сравнению с шествием научно-технического прогресса?; человек призван реализовать объективные тенденции естественноисторического процесса развития
общества, развития, которое идет через жесткую классовую борьбу, и подлинная свобода в осознанном служении этой необходимости (абстрактно-социологическая

[стр.,169]

169 интерпретация).
В обоих случаях потребуются харизматические личности, "светочи",
вовди, которые и будут определять не для своего блага, разумеется, только во имя высших целей кто и что может быть определен на роль жертвы.
И почему бы при желании в этих уродливых для эстетического чувства мыслителя, стремящегося примирить экзистенцию и
трансцевденцию, формах не увидеть все же "иррациональный остаток" Божественного? А если добавить к этому терпение и соборность русского народа, "то почему бы не представить происходящее в 20годы как великую искупительную жертву, как русификацию и ориентацию марксизма, придающую социальному движению мессианский характер? Могут ли вообще идеи, подобные всеединству и соборности, реализоваться в том мире, который позитивистским подходам представляется единственно реальным? И как может осуществляться такая связь? "Русская философская мысль, справедливо замечает С.С.Хоружий, должна была неминуемо подойти к этой кардинальной задаче, однако же не успела этого сделать, ибо ее путь был оборван".
И если Н.И.Пирогов и Д.И.Менделеев видели в науке и ее практическом приложении (один в медицине, другой в промышленности), главный смысл жизни, то их философско-педагогическая ориентация в этом смысле была также позитивистски приземлена и отдаляла их подопечных от духовного, от высших целей.
Окончательно оформившись к середине ХХв., эта ориентация вьфазилась в технократизме общего образования в нашей стране, в утрате гуманитарного начала.
А жесткая линия государственного тоталитаризма в отношении к образованию, которую утверждал К.Победоносцев, к жесткому государственному диктату в системе общего образования (в организации процесса об.
Хоружий С.С.
Карсавин и де Местр //Вопросы философии.-1989.№ 3.—С.об—87,

[Back]